bitvazaurozay

Categories:

РУССКИЙ МИР В ЧЕРНИГОВЕ. РЕПОРТАЖ ИЗ ЛАГЕРЯ ПРАВОСЛАВНЫХ СКАУТОВ

В сердце Украины десятки лет существует движение православных скаутов. Под песни о любви к России детей учат ночному бою и вере в Бога. Журналист Роман Тищенко разобрался с устройством организации, несущей ценности "русского мира"

Мы споем о мальчиках, ровесниках своих
которые не прятались за спинами других
а служили в армии,хоть проблем не счесть

Эту песню советских разведчиков можно найти почти в каждом сборнике российских патриотических стихов и песен. А услышать ее можно в исполнении украинских подростков зимой 2019-го года - спустя пять лет после Революции достоинства. Поют ее не где-то в России, а в вечернем лесу в окрестностях Чернигова; детей не заманили туда обманом, а добровольно привели собственные родители.

Православный мир Чернигова скрывается от происходящих в Украине исторических событий в облупленном советском гетто - микрорайоне Масаны. Тут проживает пестрая публика. Среди работников заводов, пенсионеров, студентов можно встретить очень импозантных персон. Например, здесь живет Елена Леонидовна Дениско, 54-летняя интеллектуалка старой закалки с двумя техническими и одним педагогическим образованием. Она более десяти лет назад организовала православное скаутское движение в Черниговской области.

Раз в несколько месяцев черниговские окраины превращаются в дикий лес, полный опасностей. Местные подростки и дети прихожан УПЦ МП в Чернигове проводят полевые учения: отрабатывают тактику ведения ночного боя, ориентирование на местности и прочие игры с милитаристской составляющей.

В сегодняшней "игре" принимают участие две команды: "Лесные друзья" и "Снежные барсы". У них нет единой униформы: участники одеты кто во что гаразд — в основном в дутые пуховики самого разного покроя и цвета. Кто в какой команде различают по повязкам на руках: у "Друзей" — синие, а у "Барсов" — красные. Заканчивается "игра" всегда одинаково — костром и песнями времен Российской империи и СССР. Поют дружно: и совсем маленькие дети, и подростки.

"Нам лидеры не нужны"

Елена Леонидовна на месте тренировок скаутов

"В 90-е вообще ничего нельзя было купить. Есть было совершенно нечего, а у меня было двое маленьких детей. Я начала ходить на послушания (выполнять работу за еду - ред.) в один из монастырей. Там можно было получить еду. Только так мы и выжили", - рассказывает Елена.

Появление скаутского движения объясняет просто: детей нужно было чем-то развлекать. "Здесь и сейчас скучно и нечем заняться, а тогда было и подавно", - говорит он.

Организация Дениско стоит особняком от других скаутских движений в Украине. "Мы раньше дружили с киевскими скаутами, но потом перестали общаться. Их тренировали литовские инструкторы и в итоге все они потом скакали на Майдане. Развалили страну. Как можно созидать державу, если у тебя нет опыта создания семьи. Они готовили лидеров, нам же лидеры не нужны", - говорит женщина.

Скаутское движение в начале XX века основал британский генерал Роберт Бейден-Павелл, который начал обучать школьников разбивать лагеря, изучать лес, заниматься водным спортом, совершать пешие походы, заниматься альпинизмом и спортом. В дореволюционной России скаутство было популярно и стало моделью для пионерских организаций. В 1920 году постановлением III съезда Российской коммунистического союза молодежи, бой-скаут провозглашался насквозь буржуазным, который нельзя было переосмыслить. Однако Надежда Крупская создала из идеи бой-скаутов советских пионеров.

Черниговский же скаутинг застыл где-то посередине между имперским и советским прошлым. Маркса и Ленина они не славят, однако используют мифы о братских славянских народах и загнивающей Европе. В этом они, одновременно, противоречат сами себе: в царской России к Европе относились весьма радушно.

Флаг скаутов

Если бы не идеологическая составляющая, черниговский скаутинг можно было бы считать обычными внеклассными учениями с элементами экшена.

Члены этого собрания также радикально отвергают национальную идею, европейский курс и довольно скептически относятся к цивилизации. По словам Елены, чтобы выжить — цивилизация не нужна: она печет хлеб, собирает грибы, заготавливает чаи, сама шьет, потому-что не видит смысла покупать что-то "магазинное" и "химическое". Зато православные скауты учатся тактике, организации ведения ночного боя в лесу и в унисон распевают песни, в текстах которых слово "Россия" многозначительно заменено на "Отчизна".

Дети собирают дрова для костра и обустраиваю опорные пункты, где разместится воображаемый "штаб". Именно здесь должно храниться знамя и будет находиться костер — самая уязвимая точка. Чтобы укрепить лагерь, дети сносят деревья и сооружают оборонительные засеки. Суть игры сводится к тому, чтобы взять в плен или "убить" как можно больше игроков из команды противника, похитить флаг и разжечь костер. Победа зависит не только и не столько от количества человек в команде, сколько от организации, разведки, тактики, ориентирования и инициативы.

"В организации дети часто с рождения, - рассказывает невестка Елены, - Мне движение нравится своей идеологией служения Богу и ближнему. Во-вторых, близостью и общением с природой. Все-таки это организация, связанная с православием и нужно если не принимать, то не отрицать. Есть какие-то правила, которые нужно соблюдать". Какие именно правила – не уточняет.

"Самое главное — это командная работа. Никто не знает, с чем вы столкнетесь в жизни и к чему нужно быть готовым", — неоднократно повторяет Елена Леонидовна. Ей почти во всем вторит ее сын Сергей. Хотя ему не больше тридцати, он уже отец двух дочерей, которые тоже участвуют в зимних играх. Сергей с детства прошел все скаутские собрания и хорошо знает, как организовать процесс, поэтому он наравне с мамой командным голосом строит детей, дает им указания и излагает правила игры.

"Про Россию-матушку. Про святую Русь"

Лагеря построены. Роли детей распределены. "Игра началась". Разведчики в белых маскировочных халатах выдвигаются на позиции. На протяжении более пяти часов дети будут изучать темный лес, пытаться разглядеть в нем противников, взять их в плен, похитить флаги и разжечь "вражеские" костры. Все происходит в полной темноте, если на игроков попадает свет фонаря противника, они считаются убитыми.

"Снежные барсы" с красными повязками на руках оказываются более организованными и дисциплинированными, благодаря чему планомерно берут в плен членов противоборствующей команды. У "Лесных друзей" же нет явного лидера и роли игроков до конца не закреплены: каждый делает то, что ему нравится, поэтому команда и терпит поражение.

Многочасовое состязание заканчивается мирно. У родительского костра детей ждет горячий "плов" без мяса и "глинтвейн" без алкоголя. Так они называют постный рис и травяной узвар. В радостной атмосфере после ночного боя дети поют "Будь готов!" — гимн российских разведчиков.

Еще одна любимая песня лагеря — "Мы споем про мальчиков". Все собравшиеся знают слова наизусть и с удовольствием ее поют, однако в какой-то момент Елена Леонидовна жестом обрывает пение. Дети явно недовольны и не понимают, что произошло.

По дороге домой основательница движения пояснила: куплет пропустили специально, из-за присутствия журналиста. "Еще подумают, что мы здесь боевиков готовим. Но мы здесь даем детям детство", - говорит она.

А строчки пропущенного куплета такие:

"Мы споем о Родине.
Не модно? Ну и пусть!
Про Россию-матушку.
Про Святую Русь!
Русскими родиться
Это, братцы, честь.
Есть у нас Отечество?
Есть, есть, есть!".

Пошив балаклав и изучение закона Божьего

На следующее утро мы встречаемся с Еленой Леонидовной в ее квартире в советской многоэтажке. За завтраком собеседница делится своей житейской мудростью. Это довольно эклектичная смесь православия, индийских вед и нарративов российского ТВ.

"Женщина должна эмоционально дополнять мужа. Ведическая культура четко формирует образ мужчины и женщины, в отличие от западной психологии. Ведь они уже загибаются от голубятины и розовятины", - рассказывает она.

Дальше по плану — церковно-приходская школа в храме Всех Святых Черниговских. Здесь Елена анализирует вчерашнюю игру скаутов, указывает на ошибки, дает советы и выслушивает пожелания.

Сводчатые коридоры храма ведут в комнату с длинным столом и двумя лавками, где разместились несколько десятков детей. Обучение ведению ночного боя завершается объяснением специфики пошива балаклав (розовых - для девочек, серых - для мальчиков).

Кроме разбора полетов, то бишь итогов ночной игры, дети слушают Закон Божий — его преподает монотонно бубнящий батюшка, который не поднимает глаз на детей. Его не перебивают и не задают вопросов. Елена Леонидовна объясняет сказанное, добавляя к традиционному православию ведические нотки. На официальном сайте храма можно найти расписание церковно-приходской школы.

Наряду с обучением рукоделию и живописи в отдельных графах вписаны занятия и для православных следопытов / скаутов. Ко всему прочему священники учат детей навыкам борьбы и боевым искусствам.

На книжных полках — антисектантская литература. Здесь великое изобилие книг с названиями "Миссионерские беседы с сектантами", "Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом", "Кто послал Блаватскую?", "Сектоведение", "От чего нас хотят спасти". Практически любую религию, кроме православия, тут считают если не ересью, то расколом.

На перемене дети выходят поиграть в снежки. Они смеются — разгоряченные и краснощекие. В какой-то момент они начинают прыгать друг на друга, выстраивая пирамиду из тел. Заканчивается процедура победоносным криком "скауты!".

На детских лицах — воодушевление и гордость от причастности к чему-то важному. "Я всегда говорю, что это самые счастливые дети. У них по жизни такой выбор идет", — многозначительно замечает Елена Леонидовна.

Но действительно ли у скаутов Елены есть независимый жизненный выбор; насколько счастливой и уместной будет их жизнь в независимой Украине; и какую страну они называют "Отчизной", когда вечерами поют песни у костра?

Роман Тищенко.

Buy for 50 tokens
Там маленькие кажутся большими, Там толстенькие кажутся худыми, Там головы у всех, как у гигантов, А руки, как у лучших музыкантов. Там зеркала изогнуты, как блюдца, И все смеются, и все смеются, И все смеются. (с) В столиці пройшов щорічний фестиваль шизофренії та брехні. Понад 55 000 зомбаків…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.