bitvazaurozay

Category:

Выстрел в ногу. Почему Кириллу пришлось смириться с признанием греками ПЦУ

В Моспатриархате решили придержать лошадей и вместо ковровой бомбардировки - полного разрыва евхаристического общения - прибегли к точечным ударам персональными санкциями

Внеочередное заседание Синода епископов Русской православной церкви, созванное в связи с признанием Православной церкви Украины со стороны Элладской ПЦ, напомнило поговорку о горе, которая родила мышь. Однако не стоит расслабляться: мыши иногда приносят много беспокойства.

Заявление, принятое епископами РПЦ, удивляет, в первую очередь, своей пространностью - слов очень много, и создается впечатление, что это неспроста. За ними - как лес за деревьями - должно было прятаться главное: РПЦ не может нанести удар возмездия по Элладской церкви. Собственно, там открытым текстом сказано: мы не можем разорвать общение с ЭПЦ только потому, что "некоторые епископы" (напомню, подавляющее большинство) согласились с признанием ПЦУ. Более того, даже разрыв общения с предстоятелем ЭПЦ архиепископом Иеронимом, который внес предложение признать ПЦУ и несет за это решение основную, персональную ответственность, отнесено к будущему времени и сослагательному наклонению - если он начнет поминать "раскольников" во время богослужения.

В целом, РПЦ ограничилась введением персональных санкций против епископов, которые будут замечены в близких контактах с "раскольниками". А всех остальных "пощадят".

В Заявлении высказаны сожаления касательно того, что епископы Эллады не обратили должного внимания на те факты "гонений на каноническую церковь", которые приводили им из Москвы. Проще говоря, в Москве обиделись, что греки отвергли ложь, которую им предлагали использовать как повод. Также греки отвергли ту интерпретацию исторических событий и канонических претензий, которые им настойчиво - слишком настойчиво - предлагали из Москвы, преимущественно, устами епископов, благоволящих Московскому патриархату.

При этом по документу заметно, что греческая "измена" глубоко ранила Москву. И там не удержались, прибегли к любимому аргументу: а мы за вас кровь проливали! Греки - как и все прочие народы, освобожденные от турков - должны по гроб жизни. Даром, что Москва и Турция теперь союзники. Важно только то, что было. Или, вернее, только то, что выгодно. "Русская кровь", пролитая за чужую свободу, вынимается из патриаршего кармана и тыкается в нос собеседнику при каждом удобном поводе.

   Москве не привыкать торговать кровью собственного народа (а заодно и всех прилегающих). Но последнее время, кажется, этот товар упал в цене даже больше, чем нефть.

Возможно, поэтому в Моспатриархате решили придержать лошадей и вместо ковровой бомбардировки - полного разрыва евхаристического общения - прибегли к точечным ударам персональными санкциями.

Решение не то, что "мягкое" - пожалуй, даже беспомощное. Особенно по сравнению с теми громами и молниями, которые были выпущены в адрес Константинополя. И на их фоне выглядит совершенно нелогично. Если РПЦ разорвала общение с Константинополем на том основании, что он "заразился расколом", вступив в близкие отношения с "украинскими раскольниками", то почему греческих епископов будут карать санкциями только "за ПЦУ"? Логика вещей требует карать их также за общение с Константинополем, раз он тоже оказался "в расколе".

Но в Москве понимают, что это "немного слишком". И вообще, Москва оказалась на сей раз такая "понятливая", что даже на себя не слишком похожа. Там во весь голос говорят, что "все понимают" - понимают, в каком нелегком положении находятся элладские епископы и вся их ЭПЦ. Которая даже не "церковь", по сути-то. А "набор епархий". Довольно пестрый, к тому же. Кстати, интересно, что тогда в московском понимании "церковь", если это не "набор" епархий, приходов и монастырей?

Если что-то и настораживает в документе, принятом Синодом, то именно это: речь идет как бы о "множестве ЭПЦ", часть которой находится под большим влиянием Константинополя. Да и сама ЭПЦ, как она есть, крайне "несамостоятельна". Линия возможных разделений и раскольчиков районного масштаба проведена как бы пунктиром, но довольно жирно. Разделять и властвовать - стратегия весьма древняя, но работает до сих пор. То, что РПЦ в случае с греками отказывается от жесткого противостояния в формате "стенка на стенку" вовсе не означает, что она отказывается воевать в принципе. Это может означать, что греков - как и нас - ожидает не честный поединок, а подлая и изнурительная гибридная война.

   Попытки развязать такую войну будут. Вопрос лишь в том, насколько последовательно и принципиально она будет проводиться. А в этом есть сомнения.

Санкции, как известно, оружие обоюдоострое. От них страдает не только тот, на кого они накладываются, но и тот, кто накладывает. Разрыв с Константинополем для РПЦ не был чреват серьезными потерями - у Константинополя нет ничего особенно "интересного" для РПЦ, напротив, разрыв давал дополнительные возможности. Греция и греки - совсем другое дело. Здесь так много "интересного", что полный разрыв трудно было бы сравнить с выстрелом в ногу - тут были бы задеты куда более важные органы. Начиная с огромных сумм - и РПЦ, и светских "спонсоров", "закопанных" в Афон, окрестности и вообще святую (и вполне секулярную) недвижимость, продолжая мощами святых, которые периодически гастролируют по России с неизменным финансовым успехом, заканчивая непосредственными персональными контактами, которые обеспечивают и политический вес, и профит. По-настоящему воевать с греками слишком многим в РПЦ и, шире, в России "не интересно". Это лишний раз напоминает, как трудно бывает проводить последовательную и принципиальную политику тем, у кого слишком личных "интересов", "закопанных" в разных частях мира. В итоге, это кейс о том, почему нынешняя Россия - не СССР, сколько ни надувает щеки.

Мягкая реакция на греческое "отступничество" довольно опасна для РПЦ. Не только в Москве поняли, что ультиматум и угроза "вселенского раскола" - аналог ядерного удара в церковной политике - это тупиковая тактика. Греки подали пример, что ПЦУ признавать можно и вам за это ничего не будет. "Персональные санкции" в случае "если будут себя плохо вести" - довольно неуклюжая попытка "сохранить лицо", особенно после фанфар предупредительных выстрелов и криков "держите меня семеро", которые этому "почетному отступлению" предшествовали.

Екатерина Щеткина.

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.