bitvazaurozay

Category:

Что означает признание ПЦУ со стороны Элладской церкви

О том, что греки, скорее всего, признают ПЦУ, в Кремле было известно раньше, чем где-либо

Архиерейский собор Элладской православной церкви принял решение о признании Православной церкви Украины. Это первое признание ПЦУ со стороны поместной православной церкви с момента получения Томоса от автокефалии.

Вернее, это второе признание - первым был сам Томос, полученный от Вселенского патриарха. Таким образом, ПЦУ признана в данный момент двумя поместными церквями - Константинопольской и Элладской. Надо думать, тем, кто будет принимать подобное решение следующим, теперь будет легче, и дело с признанием пойдет быстрее.

О том, что на Архиерейском соборе епископы будут принимать решение по ПЦУ, было известно заранее - еще летом Синод епископов ЭПЦ предложил признать, что Киевская церковь никогда не выходила из состава Константинопольской, а также подтвердить законное право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию. Что до ПЦУ непосредственно, то вопрос о признании Синод оставил на рассмотрение лично главы ЭПЦ архиепископа Иеронима. Предполагалось, что его мнение на сей счет будет озвучено перед Архиерейским собором.

Подготовка к собору и сам собор, по всей видимости, проходили нелегко. Во всяком случае, в нашем эфире то и дело мелькали какие-то тревожные сообщения. К примеру, архиепископ Иероним встретился с митрополитом Иларионом, главой Отдела внешних церковных связей МП, и они очень хорошо поговорили о "единстве церкви" (улыбчивые фоточки прилагаются). За пару дней до Собора начали расползаться слухи, что программа Собора уже известна, и украинского вопроса в ней нет. Тем не менее, Моспатриархат послал в Афины свой "десант" - просвещать греческих епископов на счет "гонений на каноническую церковь в Украине". "Православные активисты" раздавали всем желающим (и не желающим) брошюрки от Союза православных журналистов, спонсируемого известным олигархом Вадимом Новинским с красочным описанием "гонений".

Активистам, впрочем, оказались не рады. Тут они и правда оказались "гонимы" - очевидцы утверждают, что кое-кто из греческих епископов не проявил ни терпимости, ни сдержанности на язык, чтобы выразить свое отношение к пропаганде такого рода и к самому Моспатриархату.

Раздражение Москвой - ее методами и политикой - оказалось сильным аргументом в пользу признания украинской автокефалии. "Проморгав" Томос, ведомство митрополита Илариона Алфеева судорожно пытается выстроить некий "план Б", при котором ПЦУ "никто не признает" и она "останется маргинальной структурой". С этой целью МП и союзное дипломатическое ведомство РФ буквально бомбит поместные церкви - главным образом, древние патриархаты, поскольку их мнение остается весьма авторитетным для всей церкви - с тем, чтобы они хотя бы не спешили с решением "украинского вопроса", если уж прямо и жестко отказать Вселенскому патриарху не комильфо. Однако, судя по всему, делается это со слоновьей грацией - в древних патриархатах раздражение Москвой еще никогда не было таким очевидным.

Пикантная подробность: о том, что греки, скорее всего, признают ПЦУ, в Кремле было известно раньше, чем где-либо (за исключением, может быть, Афин). Вывод о том, что признание неизбежно, можно было сделать по минорной валдайской речи министра иностранных дел РФ Лаврова. Министр объявил всемирное православие битой картой и предложил переориентироваться на Ватикан. А буквально накануне Собора проговорился Сергей Степашин, бывший глава правительства РФ и высокопоставленный ФСБ-шник, а нынче президент Императорского палестинского общества, которое обеспечивает российские интересы на православном Востоке. Степашин открытым текстом сообщил о том, что Элладская церковь собирается признать ПЦУ.

И светские, и церковные московские дипломаты в Греции потерпели серьезное поражение. И не стоит расслабляться: они, уж наверное, это так не оставят. И даже если РПЦ "переориентируется" на Ватикан (интересно, как это у них получится - с такой антикатолической оппозицией внутри церкви), она не простит православным собратьям такого "вероломства". Так что, откупоривая шампанское, держите ногу в стремени.

Язык документа, принятого ЭПЦ, как было отмечено экспертами, весьма витиеват, но сути это не меняет. Епископы подтвердили положения документа, принятого ранее Синодом: Вселенский патриарх имел полное право дать автокефалию, а вопрос о признании ПЦУ - в компетенции архиепископа Иеронима. Тут же, в коммюнике, довольно подробно представлена позиция архиепископа Иеронима: с его точки зрения, нет никаких причин этого не делать, раз процесс предоставления автокефалии совершенно законный .Кроме того, отмечает архиепископ, это поспособствует укреплению отношений между церквями Украины и России. Можете относиться к этому как к тончайшему греческому стебу.

"За" проголосовало подавляющее большинство епископов ЭПЦ. Раздавались отдельные голоса в пользу отсрочки принятия решения. Но принципиально против признания канонической автокефалии ПЦУ не выступал никто.

По информации, которой делятся греческие коллеги со ссылкой на свои источники, уже в ближайшее время архиепископ Иероним будет поминать имя предстоятеля ПЦУ митрополита Киевского Епифания во время богослужения.

Что же до рукоположений украинских епископов, истинность которых яростно оспаривается Моспатриархатом, то с точки зрения епископов греческих, это "внутреннее дело ПЦУ". И то сказать - чего это греческие епископы должны разбираться с тем, кто, как и кем рукоположен в другой церкви? Есть в ПЦУ свое начальство - пускай разбирается. А если само не справится - есть высшая инстанция, Вселенский патриарх.

Признание со стороны Элладской церкви - следующая после Томоса большая победа ПЦУ на внешнеправославной арене. Эксперты и просто любопытствующие уже гадают, кто следующий - румыны? грузины? а может быть, Кипр? Если бы игорный бизнес был легальным, можно было бы делать ставки.

Также обсуждается вопрос о том, возобновится ли процесс переходов приходов из УПЦ МП в ПЦУ теперь, когда с признанием "процесс пошел". Это, конечно, тревожный вопрос для Московского патриархата. Но, пожалуй, это Москву сейчас волнует меньше, чем сам факт поражения и то, что ее влияние в православном мире, как показывает практика, вовсе не так велико, как там хотели думать.

Впрочем, подсчитывать перемоги и гадать, "кто следующий" не более чем азартная игра. Признание будет - рано или поздно, неважно, когда именно и в какой последовательности, было бы что и кого признавать. По-настоящему судьба украинской церкви мало зависит от поместных собратьев (если вообще зависит от них хоть сколько-нибудь). Она зависит только от нас.

Екатерина Щеткина.

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.