Ещё меньшая, не более 1%, была часть религиозного имущества в ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Вот построил кто-то (частное лицо или их группа) дом, или приют, больницу, училище… И в нём разместил встроенный храм, или часовню. Чьи они? Конечно, того, кто построил – собственность частных лиц. Попробовали бы попы до революции заявить, что раз это встроенное помещение «религиозного назначения», то теперь будет нашим (РПЦ) имуществом – вмиг бы их под белы ручки в участок, там бы узнали, чем кулак у городового пахнет.
Ну и наибольшая, не менее 95%, часть религиозного имущества была в КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (собственности приходов). Это ВСЕ храмы и прочие религиозные постройки во ВСЕХ бесчисленных сёлах и провинциальных городах. Вот собрались прихожане (жители какого-либо района города) и решили: район наш разросся, в храм соседнего района ходить далеко, да и тесно там стало – а соберём денег и построим свой храм. Начинают собирать деньги, и как соберут – строят храм, при нём церковные дома для причта (священника, дьякона, псаломщика, иногда такие дома нанимали), покупают к этим домам приусадебную землю, иногда покупали пахотно-сенокосную землю (около 30 десятин, доходы с неё пускали на украшение храма и другие церковные нужды), при храме строили ЦПШ (церковно-приходскую школу), остаток денег клали в банк под проценты, на которые и содержали НАНЯТЫЙ приходом причт.
Вот выписка из «Справочной книги для Харьковской епархии» (Харьков, 1904, с.223): «Николаевская церковь в г. Чугуеве Харьковской губернии построена в 1803 г. на средства прихожан; каменная, однопрестольная. Земли усадебной нет, пахотной и сенокосной 33 десятины. Прихожан мужского пола 1224, женского пола 1405 душ. Неприкосновенного капитала 1544 руб., процентом пользуется причт. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик. Жалование священника 141 руб. 12 коп., псаломщика 35 руб. 38 коп., диакон жалованья не получает (наверное, это за год, и были у них дополнительные доходы). Священник и диакон помещаются в церковных домах, устроенных на городской земле, псаломщик – в наёмном. Церковно-приходская школа».
Ну и кому принадлежит всё это религиозное имущество? Тому, на чьи деньги оно создано – прихожанам. А через 100, 200 лет? Потомкам тех прихожан, т.е. жителям района. И если им со временем стало скучно молиться, и захотелось смотреть кино – что ж, имеют полное право (и РПЦ это не касается: не её это имущество). Вот и увольняют они священника, дьякона, псаломщика и нанимают киномеханика, завклубом, библиотекаря – продолжая пользоваться своей собственностью и радоваться.
А если на это поп и несколько старух злобно шипят? Логично поступать так. Когда-то было в городе 20 храмов и 10 тыс. верующих. Со временем верующих осталось 500. Надо для них выделить 1-2 храма, а остальные 18-19 передать остальным, уже неверующим жителям-собственникам, для роста их культуры. Именно так и поступала Советская власть после 1917 года. Замечу, вполне в рамках буржуазного права.
Итак, православное религиозное имущество до 1917 года находилось в ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ТАК НАЗЫВАЕМАЯ «собственность РПЦ», до 4%), в ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (до 1%) и в КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (более 95%). Ну и кому теперь всё это возвращать? Государственная собственность – и так в собственности государства. Частная собственность здесь настолько мала (гораздо менее 1%), да и собственников тех давно не найти – что и говорить тут не о чем. Коллективная собственность (львиная доля всех религиозных зданий) – и так в пользовании её коллективных собственников (жителей сёл, городов, их районов): в бывших храмах с советских времён обычно располагаются различные учреждения культуры (точнее, теперь – последние остатки учреждений культуры). А РПЦ что? А НИЧЕГО. Целых 200 лет до 1917 года не было у РПЦ никакой собственности. Она и сейчас-то чем владеет – владеет незаконно. Пусть покажет хоть один современный или дореволюционный финансовый или любой другой документ на право своей собственности. – Ничего не покажет. Ибо нет таких документов, и никогда не было, даже в архивах. Опять грех.
Journal information