bitvazaurozay

Мощи против мумии

Почему в России Ленин — лучший святой, чем Николай II

Архиерейский собор РПЦЗ (Русская православная церковь заграницей) требует от российских властей убрать из мавзолея и захоронить тело вождя Октябрьской революции Владимира Ленина. У зарубежной ветви РПЦ нет никаких сомнений в том, что большевистский переворот был катастрофой для России в целом и для церкви в частности. И Ленин для них – не только ключевая фигура и символ этого переворота, но и прямой вызов христианской доктрине, поскольку тело его было превращено в "святые мощи" дьявольского режима.

Однако в России представители русского православного зарубежья вряд ли встретят понимание и горячую поддержку. Официально патриархия РПЦ уже давно не выступает за захоронение останков Ленина, а неофициально представители церкви поговаривают о том, что согласны "потерпеть" это святотатство во имя единства и согласия в обществе.

Что ж, в обществе, которое терпит на своих улицах реконструкторские марши НКВД, восстанавливает памятники, а с ними и "светлую память", Феликсу Дзержинскому, чей лидер заявляет, что резкая критика Сталина является "выпадом против России", достичь согласия и единства по вопросу о Ленине очень просто – ничего не трогать. И обязательно заявить: мы, мол, уступаем. Чтобы никто не догадался, что на самом деле от тебя ничего не зависит.

Вопрос о мощах Ленина в объединенной РПЦ рано или поздно должен был возникнуть и стать яблоком раздора. Между "белогвардейской" РПЦЗ и организованной Сталиным РПЦ можно было найти компромисс и консенсус. В конце концов, обе части русского православия преисполнены чувства национального достоинства (чтобы не сказать — превосходства) и трудно определить, в которой из них больше имперства – в "материковой" или диаспорной. Они вполне сходятся на идее величия и истинности русского православия. "Зарубежники" вполне могли прислушаться к Путину, как гаранту величия и спонсору этого православия. Но вопрос оценки Октябрьской революции разводит высокие стороны врозь.

Позиция РПЦ по делу о "нетленных мощах" вождя мирового пролетариата вполне объяснима. Во-первых, от ее точки зрения на мумию Ленина мало что зависит. Во-вторых, поднимать этот вопрос, тем более ставить его ребром – играть с огнем. В Кремле не поймут. Не только потому, что Путин и сам из лубянских. Но и потому, что это противоречило бы новой гражданской религии России. Для которой неважно, чем была эта революция – великим достижением или великим злодейством. Лишь бы "великим". Тоталитарное сознание внимательнее к прилагательным, чем к существительным. Наконец, наука история не в чести в нынешней России. Исторический факт здесь нужен и интересен только в качестве материала для театрализованного представления. Неважно, что было на самом деле и какие последствия имело, – главное, чтобы костюмчик сидел. Энкаведешный — так энкаведешный.

И вот что интересно — те, кто устраивает костюмированный бал НКВД, не боятся нарушить хрупкое "национальное единство".

Если убрать тело Ленина из мавзолея - единство не выдержит, а если, наоборот, поставить памятник Дзержинскому и канонизировать Сталина - ничего с ним не произойдет, с единством-то. Конвенция получается какая-то очень уж однобокая - вся в пользу ВЧК.

На этом фоне особенно ярко проступает странная история с обретением мощей государя императора. Сначала идентификация предполагаемых останков царской семьи вообще не занимала РПЦ – этим занимался Следственный комитет, и выглядело это расследование вполне светским, государственным делом. Однако позже по инициативе нынешнего патриарха Московского церковь подключилась к делу – на том основании, что Николай II стал почитаемым в РПЦ святым. С тех пор в деле фиксируют сплошные проволочки. И если верить российским коллегам, то в данный момент все экспертизы завершены, все результаты на руках, но их обнародование упирается в нежелание этого лично патриарха Кирилла.

Такая позиция выглядит довольно странно, учитывая, что в РПЦ привыкли и умеют хорошо зарабатывать на мощах. В данном же случае создается впечатление, что в Моспатриархии то ли не знают, как мощами хорошенько распорядиться, то ли отчего-то боятся это делать, то ли просто торгуются – патриархия с собственными консерваторами, патриархия с Кремлем, патриархия с РПЦЗ. У последней есть своя точка зрения, свои сомнения и свои интересы в деле царских останков... Да и убытки нужно еще подсчитать – ведь уже построен монастырь на "месте обретения мощей" и отработан паломнический тур, а тут уже и место, оказывается, не то, и мощи – не те. В общем, все как-то несерьезно и дорого получается.

Создается впечатление, что Николай II – не самый удобный святой для нынешней патриархии. Равнодушное молчание Моспатриархии на фоне пламенной борьбы Поклонской за честь царя, совращенного Матильдой, – тому подтверждение. С одной стороны, его очень почитают в некоторых русско-православных кругах, преимущественно консервативных. С другой, как уже было замечено, культ этого святого не вписывается в действующую модель национального единства. Культ Ленина и даже Сталина – вписывается, а Николая II – как-то не очень. Для широких российских кругов православные консерваторы и монархисты – крохотная кучка маргиналов. Это можно понять: поклонение императору предполагает переосмысление исторических событий, возможно, даже покаяние. Но это переосмысление не в интересах власти, которая наложила табу на любые ревизии в отношении истории. А какое переосмысление без ревизии? И какое покаяние без переосмысления?

Поэтому столетие революции пройдет под красным знаменем большевиков. Те, кто собирается поминать жертв этой революции, будут делать это в частном порядке и казаться маргиналами. Этот статус объединит монархистов-консерваторов с либералами. И дело будет вовсе не в том, что собравшиеся на Красной (например) площади будут искренними коммунистами, действительно считающими, что Октябрьская революция была "великой", "исторически-необходимой" и т. п. Ничего подобного. Для них это будет очередное костюмированное представление. Для желающих, возможно, даже фанерный Зимний построят – чтобы они его штурмовали вместе с ряженными революционными матросами.

Монархические настроения куда сильнее в РПЦЗ, для которой почитание царя-страстотерпца вполне логично, но в самой России ее голос почти не слышен. Даже нынешнее послание Архиерейского собора по поводу Ленина вряд ли будет принято в России всерьез. Но не стоит ждать, что по Ленину пройдет линия нового раскола между РПЦЗ и Московской патриархией. Нет, не пройдет. РПЦЗ тоже меняется. Уже изменилась. Ее "белоэмигрантство" - в прошлом. Традиция, постепенно превращающаяся в формальность. Нынешняя РПЦЗ состоит уже не из корнетов и поручиков и даже не из их потомков. Их сменили эмигранты, гастарбайтеры и прочие выходцы уже из советской и постсоветской России. А их не нервируют мощи Ленина, выставленные в Мавзолее. Они вполне разделяют существующую модель "национального единства".

Странно наблюдать за тем, как мощи вождя революции и царя-мученика ведут абсурдную посмертную борьбу за души. Но расположение чаш весов кое-что говорит о душах: весы "национального единства" отчетливо склоняются в пользу Ленина. Даже если считать, что культ Николая II – надуманный, искусственный и был уступкой неким консервативным кругам и РПЦЗ, вопроса по поводу мощей Ленина это не снимает.

Dsnews.ua

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.