bitvazaurozay (bitvazaurozay) wrote,
bitvazaurozay
bitvazaurozay

Обычная практика. Почему фанатам УПЦ МП полезно выучить историю

Договоры о сотрудничестве державы и религиозных организаций - вовсе не украинское ноу-хау. И даже в России были примеры такого сотрудничества - с католической церковью

Утро четверга под Верховной Радой началось с молебна: прихожане УПЦ МП пришли спасать свою церковь. Ведь священники украинского филиала РПЦ убеждают верующих, что украинская власть собралась уничтожить православие в стране. Среди тех, кто пришел митинговать под Раду, оказался и победитель последнего конкурса "Голос страны" Александр Клименко. Тот самый, который якобы назвал сумасшедшими героев Небесной сотни. Впрочем, полупустой зал Рады и планомерное "проваливание" законопроектов во время голосования не оставляют надежды на то, что законы "о религии" будут скоро рассмотрены и приняты.

Дискуссии вокруг создания украинской поместной церкви, а также деятельности в Украине УПЦ МП как филиала Русской православной церкви, ведутся уже второй десяток лет. В 2014 г. активисты даже собирали подписи под требованием к парламенту и президенту запретить деятельность "террористической организации Русская православная церковь Московского патриархата и ее регионального отделения УПЦ МП в Украине".

Законопроекты, вокруг которых развернулись баталии на этот раз, касаются урегулирования вопросов отношения религиозных организаций с государством ("особый статус"), а также перехода верующих из конфессии в конфессию (вместе с имуществом, особо подчеркнем).

Еще до рассмотрения законопроектов в Раде тема "ликвидации русского православия" стала отличным поводом для пиара нардепов и экспертов, известных симпатиями к "злочинному режиму". Так, к примеру, Сергей Кивалов заявил, что у него есть тысячи подписей от прихожан церквей УПЦ МП, которые требуют защитить их право на свободу вероисповедания. А любитель "крестных ходов" Вадим Новинский прямо заявил: Украину хотят вернуть в социалистический лагерь, государство не имеет никакого права вмешиваться в деятельность церкви. Особенно в отношении "единственной канонической церкви в стране". Новинский попросил тех, кто стоит в молитвенном стоянии под стенами ВР, просить о "вразумлении депутатов", чтобы законопроекты вообще сняли с регистрации.

Что же так возмутило священнослужителей и прихожан УПЦ МП? В частности, то, что религиозные организации, руководящие органы которых находятся на территории страны, признанной Верховной Радой агрессором, должны подписать с государством договор об особом статусе. В договоре фактически должно быть прописано, что религиозная организация обязуется не вести антиукраинскую деятельность (в том числе сотрудничать с террористами), иначе ее просто лишат лицензии. Кроме того, в законе отмечено, что руководство такой религиозной организации должно согласовывать с украинскими органами власти кадровые назначения. Поскольку фактически речь идет о УПЦ МП (на сегодня статус страны-агрессора Рада утвердила только для РФ), то без санкции Минкульта (в его состав входит департамент по делам религии и национальностей) назначать руководство своей украинской "дочки" Российская православная церковь не сможет. При этом никаких требований к священнослужителям вроде украинского гражданства или отсутствия судимостей в законе нет.

Законопроекты вызвали у УПЦ МП и самой РПЦ резкое неприятие. Мол, согласовывать кадровые вопросы с государством - дикость несусветная. К тому же тут явно попахивает коррупцией: дал чиновнику от Минкульта взятку - и получил теплое место. В законопроекте действительно не прописан сам механизм такого взаимодействия, однако четко отмечено: представители власти не назначают, а лишь согласовывают эти кандидатуры. Чтобы, к примеру, условный священник Иван, искренне считающий украинский язык испорченным диалектом русского, а государство Украина -недоразумением, не стал митрополитом Южноукраинским или каким-либо еще.


Примечательно, что патриарх Кирилл уже назвал инициативы украинских нардепов "антицерковными", да и вообще традиционно уже для Кремля сравнил украинские власти с нацистами. Главная претензия РПЦ - попытки регулировать деятельность церкви на уровне государства. Между тем договоры о сотрудничестве державы и религиозных организаций - вовсе не украинское ноу-хау. И даже в России были примеры такого сотрудничества - с католической церковью. Правда, в Российской империи эти договоры действовали не очень долго - Русская православная церковь конкурентов не терпит.

Речь о конкордате. В очень широком смысле это соглашение между церковью и государством. В каноническом смысле - договор между Папой Римским и государством. Самый известный и самый, пожалуй, неудачный для самой церкви союз - конкордат между нацистской Германией и Ватиканом в 1933 г. Он действует до сих пор, хотя и не особо выполняется. В этом договоре Германия декларировала свободу церкви в решении ее внутренних вопросов, помогала католическому образованию, расширяла сферу церковного брака, разрешала священникам вести службы в госпиталях, тюрьмах. В ответ церковь распустила католические политические организации и запретила священникам в них вступать. Соглашение было нарушено нацистами почти сразу же - множество священников были репрессированы, многие организации и журналы закрыты. При этом папа Пий XI осудил нацизм лишь в 1937-м. Конкордат в Германии формально действует до сих пор, хотя и не выполняется.

А во Франции президент республики до сих пор назначает епископов Эльзаса и Лотарингии - региона, дважды оккупированного Германией. В регионе Эльзас-Мозель по сегодняшний день действует Конкордат Наполеона Бонапарта, заключенный в 1801-м

Правда, к моменту заключения конкордата во Франции уже был провозглашён принцип свободы совести, так что объявить католицизм государственной религией Наполеон уже не мог. Поэтому закон, которым вводился в действие конкордат, объявлял одинаково разрешёнными и признанными на территории Франции три христианских исповедания: католичество, лютеранство и кальвинизм. Позже официальное признание и права получили также иудеи.

По договору любые мероприятия римской церкви на территории Франции могли совершаться только с разрешения правительства республики, даже если они касались частных лиц. Такое же требование устанавливалось и для протестантов обоих вероучений. Закон также подробно регулировал порядок назначения и подготовки кадров. К примеру, место католического епископа мог занять мужчина не моложе 30 лет и только при наличии французского гражданства. Кроме того, священники автоматически становились чиновниками с официальным окладом. Примечательно, что закон регулировал даже колокольный звон - его надо было согласовывать с чинами местной полиции. Все эти нормы действовали до 1905-го. Но на оккупированных Германией землях Эльзаса и Лотарингии конкордат продолжал действовать. А после возвращения в состав Франции местные власти решили не отменять действие договора. Архиепископ Страсбурга и епископ города Меца до сих пор назначаются на должность президентом республики - кандидатов предлагает Ватикан.

А вот кандидатура председателя консистории (объединения приходов) как у лютеран, так и у кальвинистов нуждается в одобрении министра внутренних дел Франции. Что касается иудеев, то назначение великих раввинов требует согласия премьер-министра, а других раввинов - согласия министра внутренних дел Франции. Все руководство религиозных организаций в регионе содержится за счет госбюджета.

В России договоры о сотрудничестве между Ватиканом и властью заключались дважды: в 1818-м (после наполеоновских войн), а также в 1847-м. По последнему договору, к примеру, государство влияло на назначение епископов и приходских священников, но при этом финансировало работу церкви - выделяло 104 тыс. руб. в год. Впрочем, сотрудничество это было недолгим.

Между тем, говоря о том, что государство не имеет права контролировать церковь, адепты "русского мира" забывают, как Петр І просто взял и провозгласил себя верховной властью и в гражданских, и в духовных делах. Синод при нем превратился в обычное государственное учреждение. Любой верующий, оспаривающий деятельность власти, подлежал отлучению от церкви. Такой симбиоз церкви и самодержавия существовал в России до революции 1917-го. И, судя по всему, успешно возрождается в современной России, которая не мыслит себя без контроля за Украиной.

"Принятие этих законов будет способствовать уничтожению нашей Церкви. Нас обвиняют, что мы связаны с "Москвой", с "агрессором", но это - ложь: у нас нет никаких связей, кроме духовных", - заявил накануне рассмотрения законопроектов Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский.

Как написал о. Евстратий Зоря, глава информотдела УПЦ КП: "Российская церковь (и ее филиал в Украине) - действительно вне политики. Как перчатка вне руки, коробка или обертка - вне их содержания. Внутри кремлевская политика - царская, советская или как сейчас путинская. А Моспатриархия все это извне прикрывает своими ризами и словесами, как яркая обертка - просроченный товар". Ольга Мацко.

Dsnews.ua
Tags: 5-я колона, МПвУ, мнение
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments