bitvazaurozay

СМЕЛОСТЬ ОТ ИСПУГА. ПОЧЕМУ МИТРОПОЛИТ ОНУФРИЙ ПОШЕЛ НА КОНФЛИКТ С ПОРОШЕНКО

Смелость митрополита Онуфрия в отстаивании русского православия в Украине оказалась очень специфической, сильно разбавленной трусостью

Архиерейский собор УПЦ МП, собравшийся в Киево-Печерской лавре в тот самый час, когда президент Петр Порошенко ждал епископов в Украинском доме, принял решение проигнорировать приглашение главы государства. Вернее, решение это несколько раньше принял Синод, а архиереев, собравшихся в Актовом зале лавры для встречи с президентом, просто поставили перед фактом и предложили подписать. Что они и сделали - партийная дисциплина, как всегда, на высоте.

Все можно списать на "недоразумение": президент сказал - Украинский дом, а митрополит Антоний в письмах архиереям написал - Киево-Печерская лавра. А время указал точное - 14.00, как президент и говорил. В общем, "мы были оба, я у аптеки, а я в кино искала вас..." Источники утверждают, что президент даже по телефону звонил в урочный час - что ж это, мол, народа нет? Я тут приехал, кофе остывает... А митрополит Онуфрий весь такой строгий: нет уж, лучше вы к нам.

Выглядит, и правда, как комедия. Или даже, пожалуй, фарс.

Не нужно ничего никуда "списывать". Никаких "недоразумений": никто даже не пытается скрыть, что руководство УПЦ МП сделало все, чтобы встреча президента с архиереями не состоялась, и сделать это так, чтобы обе стороны почувствовали себя обманутыми и - главное - обиженными друг на друга. Многие из архиереев уехали из Киева в уверенности, что это президент не явился на назначенную встречу - а они-то ехали в Киев только ради него. А президент, которому в трубку сказали "тебе надо - ты и приходи куда скажем", тоже, наверное, остался не в восторге от собеседника.

Ну а Собор - пользуясь тем, что "кворум пришел" - провели чин по чину. Заодно повторили пройденное и кое-что задокументировали - всего 12 пунктов. Некоторые - обычная словесная декорация в стиле "за все хорошее и против всего плохого": о том, что Собор "за независимость Украины и территориальную целостность", о том, что УПЦ МП - автономная и независимая церковь, о том, что мы - за исцеление раскола, но без внешних вмешательств, пускай покаются, и мы их назад возьмем.

Но дальше следуют пункты, очерчивающие позиции, с которых УПЦ МП готова вести огонь. Церковь будет противостоять попыткам переименования "всеми законными методами". Общение с Константинопольским патриархом прекращается (это штришок к пункту "за исцеление раскола" - круг тех, кто "должен покаяться" растет не по дням, а по часам). Все решения Вселенского патриарха являются неудачными, очень неудачными и возмутительно неудачными. Идея с автокефалией - "искусственная" и "навязанная извне" (откуда "извне" - не уточнили). В результате все будет плохо, а может и еще немножечко хуже. В связи с этим Собор поручает митрополиту Онуфрию обратиться к мировому православию, А Константинопольского патриарха призывает срочно вступить в диалог с другими поместными церквями, чтобы "все обсудить".

Возможно, владыки забыли о том, что Вселенский патриарх с этого начал - его делегаты объехали все поместные церкви и собрали мнения. А о том, что митрополит Онуфрий сам отказался от предложения Вселенского патриарха встретиться и поговорить, даже не вспомнили.

Митрополит Онуфрий, судя по всему, вообще не из тех, кто готов "встречаться и говорить". Его репутация "идеального монаха" оказалась несколько подмочена телерепортажем о роскоши его буковинской резиденции, но в одном "монашеском" качестве ему точно не откажешь - в послушании. Он, как солдат, не обсуждает приказы своего генерала. Даже если его генерал подчиняется главнокомандующему войск противника, он находит убежище либо в том, что отрицает сам факт войны, либо в том, что его дивизия не принимает участия в боевых действиях, а даже если принимает - это все равно всем на пользу, и "нашим", и "ихним", и вообще это противоестественное разделение, которого, на самом деле нет вовсе, оно искусственное и навязанное извне.

Митрополит Онуфрий оказался крепким бастионом русского православия в Украине. У многих наблюдателей он уже вызывает восхищение. Так твердо противостоять власть имущим! Живой подвижник веры!

И знаете, если бы речь шла действительно о вере, я бы восхитилась вместе с прочими - и твердостью, и верой, и смелостью.

Но беда в том, что смелость эта очень специфическая - такая же гибридная, как и все, связанное с УПЦ МП и ее московскими кураторами. Она очень сильно разбавлена трусостью - как коллективной, так и индивидуальной. Ничем другим, кроме трусости, я не могу объяснить отказ от встречи архиереев УПЦ МП с президентом на "нейтральной" территории. Конечно, есть и другие догадки, но они совсем уж не делают чести людям в епископском сане.

Руководство Киевской митрополии просто побоялось, что епископы прислушаются к словам президента, поверят ему и согласятся на его предложения. Только этим страхом можно объяснить примитивный обман, под которым митрополит Антоний Паканич поставил свою подпись. Пригласить архиереев "на встречу с президентом" в то место, где президента наверняка в этот час не будет - верный способ сорвать встречу. Зато будет прекрасная возможность показать "урби эт орби", что епископы УПЦ МП в едином порыве не приемлют идеи автокефалии, объединения с "раскольниками" и вообще этого вашего Томоса. А то, что кто-то там потом встречался с президентом в частном порядке - так это ерунда, товарищи. Епископы - свободные люди, ходят куда хотят, встречаются с кем придется. Главное, что культпоход не состоялся.

Кто-то по-прежнему считает это решение проявлением смелости? Уклонение от прямого диалога - и с президентом твоего государства, и с Вселенским патриархом - это "смело"? Выкрикивание деклараций из-за бруствера, в который епископы превратили стену Печерского монастыря - это смело? Или, может быть, мудро? Это способ решать проблемы и договариваться?

Ах, всегда можно сказать, что он первый начал. Президент сам спровоцировал отпор в епископате УПЦ МП этим своим "чемодан-вокзал-Москва" в адрес "представителей РПЦ". Но слова президента совершенно ясно адресовались именно представителям РПЦ - о представителях УПЦ не было ни слова. То, что эти слова епископы приняли на свой счет, говорит больше о них, а не о президенте. Кроме того, в этих словах содержался прямой призыв сделать, наконец, выбор. Перестать прятать голову в песок и повторять как мантру гибридную блажь о том, что "мы над конфликтом" и "церковь отделена" - от государства, от политики и вообще от всего неудобного. Потому что в конце концов она действительно оказывается отделенной - от здравого смысла, от народа Божьего, а там и от Него Самого. Но это, видимо, не так страшно, как оказаться отделенным от Москвы. Вернее, если честно, не от Москвы вовсе, а от привычного образа жизни и обжитых "кормушек". Выбор, который предложено сделать епископам - это выбор, который все мы, украинцы, так или иначе вынуждены делать. И никто из нас, включая епископов - тех из них, которые являются гражданами Украины - от него не свободен.

Понять слова президента можно было и так. Но руководству Киевской митрополии оказалось выгодно обидеться. И провести ответную демонстрацию.

Что ж, церковь идет на совершенно открытую конфронтацию с властью. И это могло бы вызвать уважение, если бы не специфика ситуации: в данном случае церковь вовсе не демонстрирует свою самостоятельность и независимость от власти, готовность жертвовать собой за народ Божий и веру Христову. Она демонстрирует, напротив, свою крайнюю зависимость от власти - власти другой страны. Решения Собора близко к тексту пересказывают решения Минского собора РПЦ, которые, если верить российским коллегам, были сформулированы на экстренном заседании Совбеза РФ.

Да и троллинг украинского президента - продолжение политики Моспатриархии и Кремля по непризнанию легитимности нынешней украинской власти. Петру Порошенко просто очередной раз об этом напомнили: по мнению патриарха Кирилла - он поделился им с патриархом Варфоломем на памятной встрече на Фанаре - "царь наш ненастоящий", его скоро свергнут. Относиться к нему, как к настоящему главе державы - проявлять уважение, идти навстречу, вступать в переговоры - значит, подтверждать его легитимность как главы государства. А этого московские методички не велят.

А зная эмоциональность нашего президента - зафиксированную, в частности, в диалоге с одним известным "спонсором УПЦ МП", который, надо думать, с удовольствием наблюдал спектакль, поставленный "его" труппой - он и обидеться может. Нет, правда, здорово было бы, если бы обиделся. Тогда он оставит в покое УПЦ МП, махнет рукой, начнет склонять Фанар к формату собора "без московских", а Вселенский патриарх, может, не согласится, а если даже согласится, будет у нас двойная юрисдикция, и таким образом Киевская митрополия выполнит заказ Москвы на сохранение раскола и влияния в Украине, а там и власть Порошенко закончится, и, может, снова "наше буде сверху".

Вот это, наверное, и есть "стратегия" - затаиться, зажмуриться, переждать весь этот хайп с Томосом. Все рассосется. "Наши придут".

Что ж, это вполне возможно. Но у меня для владык МП есть плохая новость: "ваши", может, и придут. Но автокефалия украинской церкви за последние полгода стала для украинских граждан местом страсти. Возможно, они не до конца понимают, что это такое и кто такой этот Томос - но это и неважно. Главное, они его хотят. С желанием масс придется считаться любой следующей власти. Доказано Януковичем и теми гражданами, которые очень хотели ассоциации с ЕС, хотя, возможно, тоже не слишком хорошо понимали, что это такое и для чего.

Buy for 50 tokens
Там маленькие кажутся большими, Там толстенькие кажутся худыми, Там головы у всех, как у гигантов, А руки, как у лучших музыкантов. Там зеркала изогнуты, как блюдца, И все смеются, и все смеются, И все смеются. (с) В столиці пройшов щорічний фестиваль шизофренії та брехні. Понад 55 000 зомбаків…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.