Они приехали сюда сегодня под Верхрвную Раду с батюшками. Приехали из Винницы, Житомира, Чернигова, Черкасс. В основном - автобусом, говорят: "Самі зложилися грошима". Некоторые на колясках, некоторые з ДЦП, некоторые з детьми. Говорят, кто на хорошем украинском, кто на хорошем суржике. К концу молебна устали не по-дестки, сидели уже на травке. Они вообще-то по жизни не мои собеседницы, да и сегодня я выбирала для разговора их пастухов (священников). Но они иногда врывались в наш разговор: "Слухайте сюда. Я у УПЦ КП шість год була, там ні одна чудотворна ікона не працює".
Или вот еще: "Мій муж каже, я зазобмована Кирилом. А я йому кажу: я Христом зазомбована 2000 років тому". Ну вот такое. Сегодня под Радой было не менее трех тысяч людей. Сумели собрать быстро, практически за выходные. Я выбирала себе собеседников из числа батюшек. Старалась поговорить с теми, кто приехал из регионов. Почувствовать настроение. Моя оперативная статистика такая. Из шести человек три очень вдумчивых (один родом з Тернопольщины, но служит в Киевской епархии), один из Чернигова. Они подписались на меня в ФБ, и я их услышала.
- Мне на приходе ничего не грозит. У нас все тихо. Но в соседнем у попа храм забрали. А он не пьет, не курит, любовницы не имеет, и даже Кирилла не поминает, - жалуется один.
Возможно ли "перегибы" на местах, когда общественное раздражение льется через край. Наверное, этого нельзя исключать. Если рассказывает это священник, который регулярно ездит в АТО.
- Я читал закон 4511. Ведь там нас выделяют в отдельную группу, как прокаженных. А неужели мы не патриоты? - жалуется другой.
При этом на мое замечание, что их просто использует начальство, сказал, что совсем этого не исключает.
Третий дал понять, что приехал, поскольку начальство сказало, но закон 4511 ему не нравится: "Не может государство назначать священников".
Но остальные три это были те, кто по-моему не должен быть украинским священником. Они отказываются верить, что часть нашего священства сотрудничало с сепаратистами и отказывалась отпевать наших воинов. И какой будет паства у попа, изрекающего следующее:
- Турчинов и Порошенко убивают народ. Когда армия Украина зашла в Макеевку, то там отрезали головы всем мужчинам и изнасиловали всех женщин.
- Порошенко - подлец платит миллиард рублив налогов с российского бизнеса на российскую армию.
На возражение, что вы сами выбирали президентом состоятельного человека, слышу: "Он обещал войну закончить за две недели". И при этом от него же слышу: "Путин не во всем виноват".
Но наиболее поразил меня третий тип попа: "Мы не Московский патриархат. У нас нет центра в Москве. Вы все врете". На мой вопрос, почему же вы поминаете патриарха Кирилла, слышу: а я всех поминаю. Интересно, что стоящие рядом более слабые по воле священники не возражали, даже когда я обратилась: "Вы тоже считаете, что вы не Московский патриархат?". В тот момент я подумала, что в регионах вот такие слабовальные, отрицающие очевидные вещи батюшки будут в серьезной ситуации подчиняться волевому напору вот таких....ограниченных и агрессивных. Через них будут действовать архиереи и Москва. Про Москву. Пока у нее получается. Они идеально умеют использовать религиозные (самые интимные и самые страстные) порывы для проповеди ложных верований. Они конвертируют протест против, возможно, плохого закона (я про 4511) в чистую ненависть против власти. Они воюют. И тут нам нужны очень нестандартные решения.
Ярослава Олеговна Мищенко
Journal information