bitvazaurozay

Разрыв отношений РПЦ с Константинополем: что это означает на практике

Синод РПЦ признал невозможным дальнейшее евхаристическое общение с Константинополем. С таким заявлением накануне выступил руководитель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион по итогам заседания Синода Русской православной церкви в Минске. Причина разрыва – "антиканонические действия Константинопольского патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию Русской православной церкви". Радио Свобода рассказывает, что это решение означает на практике.

  • Решение Синода в Минске относится ко всем членам Московской патриархии, живут ли они в Белоруссии, в Украине, в России или в других странах.
  • Нельзя мирянам: крестить (и миропомазывать) детей, исповедоваться и причащаться, принимать таинство соборования у священников и епископов Константинопольского патриархата.
  • Нельзя священникам и епископам: то же, что мирянам, а также служить литургию совместно со священниками и епископами Константинопольского патриархата.
  • Наказание для мирян за нарушение запрета: не предусмотрено. Однако, лучше не афишировать свою причащение или исповедь у священников Константинопольского патриархата, можно нарваться на элементарное самодурство. Особый вопрос – о крещении. Если вы сами креститесь в КП (или в УПЦ КП, или в УАПЦ) или крестите там своего ребенка, то в МП вас не накажут, но потребуют креститься вторично. Это, конечно, тяжелая травма и вообще-то предательство – нет, не Бога, а того священника, который вас крестил в уверенности, что это навсегда.
  • Наказание для священников и епископов: точно не обозначено, сказано "соответствующие прещения". Видимо, имеется в виду запрещение в священнослужении и/или увольнение.
  • Самое сложное: в России распространен принцип "все, что не разрешено, запрещено". Во всем остальном мире – "все, что не запрещено, разрешено". В итоге уже появились комментарии, что членам МП нельзя ездить на Афон. Это не так. Можно приехать на Афон, нельзя исповедоваться и причащаться в храмах Афона. Можно заходить в храмы Константинопольского патриархата и в них молиться.
  • Можно молиться во время литургии в церквях Константинопольского патриархата. Например, патриарх Кирилл бывал много раз на католических богослужениях и молился во время этих богослужений, но не причащался и не исповедовался, а свои молитвы объяснял так, что он молится сам по себе, а не вместе с католиками, молится об обращении католиков в православие.
  • На мощи и иконы санкции не распространяются. Не запрещено брать благословение у Константинопольского патриарха и его епископов и священников.
  • Константинопольский патриархат – это не все храмы, где говорят по-гречески. В Греции своя – автокефальная! – церковь, Элладская православная, со статусом митрополии. Это государственная церковь, и было бы странно, если бы церковь Греции подчинялась патриарху, живущему в Турции. Значит, запрет не распространяется на храмы Греции. В целом, тем, кто боится нарушить запрет, лучше каждый раз проверять, какой юрисдикции тот или иной храм.
  • Любопытно, что постановление запрещает участвовать "в таинствах, совершаемых в ее (КП) храмах", но нет запрета причащать, исповедовать, соборовать епископов, священников и мирян Константинопольской патриархии. Возможно, это недоработка составителей документа, возможно, намеренное умолчание.
  • Одобрена ли автокефалия украинской церкви Константинопольским патриархатом, выпущен ли Томос, о котором просила Верховная Рада и президент Порошенко? Нет, не одобрены и не осуждены, ни одна из существующих украинских церквей не признана главной или "настоящей" автокефальной. Следующий шаг – не за Константинополем, а за украинскими православными: чтобы получить Томос, они должны провести собор, где были бы делегаты (миряне, священники, епископы) от всех 15 тысяч православных общин Украины.
  • Благодатный огонь можно привозить, он ведь из Иерусалима, а Иерусалим – это Иерусалимский патриархат, а не Константинопольский.
  • Документ более всего значим не для жителей России. В Москве нет храма Константинопольского патриархата, хотя есть храмы других патриархий. А вот, например, в Париже, есть выбор – идти в храм МП или КП. Документ значим более всего для Украины, где на 9 тысяч приходов УПЦ МП приходится около 4 тысяч приходов КП и УАПЦ. И раньше отчуждение разных церквей доходило до того, что "москвичи" перекрещивали "филаретовцев", отрицая действительность таинства крещения друг у друга. Теперь все обязаны тщательно проверять, кому подчиняется храм, куда человек ходит. Будут ли на практике проверять – другой вопрос. По канонам и разводиться нельзя, и причащать тех, кто живет без венчания, нельзя, "гражданский брак" с точки зрения строгих ревнителей канонов – это просто блуд. Но никто этого не выполняет, потому что иначе храмы просто опустеют.
  • Решение Синода точно воспроизводит логику кремлёвских санкций против Запада. Нельзя причащаться иностранных продуктов. Найдём итальянский сыр – передавим бульдозерами.
  • Изменился ли статус Московской Патриархии и ее украинской части после постановления синода Константинопольской? Нет. Изящество византийской дипломатии. Прощение одних не означает осуждения других. Просто двум группировкам, ранее отверженным, дана возможность заседать вместе с другими, не подвергаясь оскорблениям. УПЦ МП не названа раскольнической. "Ставропигия", которая так возмущает Москву – это не управление всей Украиной, это лишь право иметь в Украине свой приход или даже несколько приходов.
  • Изменился ли статус Константинопольской патриархии после постановления синода Московской? Нет. Никто не поддержит Москву, потому что русских боятся, но не уважают. Они – чужие, варвары даже с точки зрения болгар или сербов. Антиевропейцы. А с Константинополем жить и жить.
  • Можно ли говорить о расколе в Церкви? Нет. Для раскола нужно две стороны. Тут одна сторона (Московская патриархия) заявила, что обосабливается, а вторая сторона продолжает и поминать первую, и считать её законной, прощая "обидчивость".
  • Что же, ничего не изменилось вообще? Не совсем. Процесс самоудушения России продолжился, теперь захватив и церковную сферу.
  • Яков Кротов
Buy for 50 tokens
Там маленькие кажутся большими, Там толстенькие кажутся худыми, Там головы у всех, как у гигантов, А руки, как у лучших музыкантов. Там зеркала изогнуты, как блюдца, И все смеются, и все смеются, И все смеются. (с) В столиці пройшов щорічний фестиваль шизофренії та брехні. Понад 55 000 зомбаків…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.