bitvazaurozay

"Не обсирать Патриарха и отца!"

Поводом для реакции пресс-секретаря патриарха Кирилла свящ. Александра Волкова послужил следующий пост прот. В. Чаплина, опубликованный в его блоге 24 августа:

"Патриарх...вчера высказался о многовековом «возрождении» паганизма: «Что такое Ренессанс? Ренессанс — это возрождение языческой философии, языческой культуры, античных способов выражения художественной мысли, будь то в архитектуре, живописи, скульптуре. Это возрождение античности в ее языческом изводе. А в центре языческого мировоззрения был человек. Даже боги были подобны людям, даже боги жили человеческой жизнью — гневались, любили, раздражались, воевали, проливали кровь. Это был реальный антропоцентризм, когда человек был в центре вообще всей картины мира. И когда мы говорим о Ренессансе, мы как раз говорим о возрождении языческой философии, языческого антропоцентризма. Что же было до языческого антропоцентризма, который был подхвачен эпохой Ренессанса? А был теоцентризм — в центре человеческой жизни был Бог. Он был мерилом добра и зла, Он был доминантой человеческой жизни. Мы знаем, что замечательная эпоха Византии, замечательная эпоха духовного возрождения Западной Европы, особенно во второй половине первого тысячелетия, были связаны с теоцентризмом» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5256985.html ).
Ну да, христианин иначе воспринимать это «возрождение» не может – если это христианин, а не дрессированный революциями, псевдокультурой и медийными воплями «посткатолик», европейский протестант, «православный с человеческим лицом» или иной гуманист-приспособленец.
Правда, и Его Святейшество никак не может освободиться от внехристианских штампов. Одна из центральных идей Патриаршей речи – идея «счастья». Только мир Христов и это самое «счастье» - по крайней мере в наиболее популярном его понимании – это разные вещи. Были ли, например, апостолы «счастливыми» людьми? Не уверен. Они все время находились в борении, в неустроенности, в гонениях – но мир Христов имели. И не искали житейской самоуспокоенности и душевного комфорта, под которыми сегодня обычно понимается счастье. И это, между прочим, еще хорошее понимание!
Ведь стоит только разобраться со словом «счастье»… По Далю – это со-частье, доля, пай, (ср. рок, судьба, часть и участь, доля), случайность, желанная неожиданность, талан, удача, успех… В европейских языках слова happiness, glück, bonheur также очень сильно связаны с понятиями удачи, случая, судьбы. Слово felicitas – c плодородием, то есть с материальными ценностями.
Так что и слово «счастье» как раз скорее языческое, и феномен этот сегодня далек от христианства. Скажу больше: для того, чтобы обрести мир Христов, подчас надо разрушить то самое «счастье» - обывательское, писофмайндовое, житейское". 

Ответ пресс-секретаря патриарха последовал незамедлительно:

"Прот. Всеволод Чаплин в очередной раз хамски похлопывает по спине своего Предстоятеля и правящего архиерея, указывая на "внехристианские штампы" в вчерашнем выступлении Патриарха перед молодежью. Объясняет своей микроскопической аудитории, что такое счастье в самом деле и как это самое счастье неверно понимает Патриарх...Очень несчастлив человек, который думает, что счастье - это  обсирать своего Патриарха и отца (выделено нами - Ортодоксия), о котором он одновременно с этим процессом вынимает первую часть из заздравной просфоры на Литургии. Тем более, что это мнимое счастливое соединение может как-то внезапно и закончиться".

Пресс-секретарь также разъяснил "простую мысль" патриарха Кирилла, которую подверг критике прот. В. Чаплин:

"Она такова - счастье зависит от поступков человека, от его выбора в пользу добра или компромисса со злом, именно за это Бог спросит каждого человека после его смерти. Истинное счастье и добро - синонимы. Наша вера - вера оптимистичная в силу наличия свободы выбора, подкрепляемой Евангелием. И вот именно этот выбор и есть выбор преображающего мир счастья, тот выбор, который должен делать всякий человек, считающий себя христианином". 

Ответ прот Всеволода Чаплина также не заставил себя долго ждать. 27 августа он написал в своем блоге

"Тут вот о. Александр Волков приписывает мне «хамство» в адрес Патриарха в такой, как бы это помягче, несколько хамовитой манере...
Это в связи с корректной и по форме, и по сути критикой массированного использования Его Святейшеством слова «счастье». Я, собственно, сказал, что оно имеет нехристианское, языческое происхождение. Но можно сказать и резче: слово это по своему изначальному смыслу – весьма лукавое. Подлинный его смысл – «удача», что было ясно Далю и исследователям европейских языков. Нынешний же концепт «счастья» как земного душевного комфорта вообще носит противоположный христианству характер. Да, некоторые святые употребляли это слово, но после того, как оно было опорочено в последние 50-100 лет, «счастье» точно не нужно путать с миром Христовым, а тем более с вечным блаженством. Это слово уводит в сторону от христианского миропонимания.
О. пресс-секретарь пытается защитить это слово, формулируя совершенно далекую от Православия доктрину...  Свобода выбора и свобода, подкрепляемая Евангелием, - это не совсем одно и то же (рекомендую о. Александру прочитать профильный церковный документ). Дальше непонятно, о каком «этом» выборе речь. А уж «преображающее мир счастье» - это из какого-то совсем не-евангельского и не-апостольского лексикона - вспомним хотя бы о том, что мир «во зле лежит» и тотального его преображения «счастьем» Господь нам совершенно не обещал, а обещал нечто противоположное – хотя сделать максимум в этом мире мы должны, но для проповеди Христа, спасения, а не «счастья».
Впрочем, за всем этим выплеском (о. Александр вспомнит узнает более привычное для себя словечко) стоит страшная реальность. Если у нас в Церкви все более считается недопустимой вежливая дискуссия с тем или иным лицом - это признак тяжелейшей духовной болезни. Болезни смертельной – ее или надо лечить самыми решительными методами, или она убьет целую генерацию церковного организма, а после окончания «понтификата» породит смуту (кстати, нынешний Предстоятель в предшествующий «понтификат» много о подобных вещах рассуждал, но тогда и с этими словами можно было активно спорить). Этой болезнью надо заниматься уже сейчас. Иначе пойдем вслед за Ватиканом в тот кошмар, который сейчас его поражает.
А угрожать, попутно меряясь количеством лайков, мне не надо – я давно всем сказал, что ни за что не держусь и ничего не ищу, но вот говорить то, что считаю нужным, буду, пока пребываю в этом мире, и даже после. ))) Нынешняя система принятия решений в Церкви должна быть изменена, или она уйдет в позорное прошлое – и это очевидно для сотен людей, которые все чаще пишут под своими именами".
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.