bitvazaurozay

Category:

45 деревянных храмов, потерянных Россией в огне. 1 часть. 1985-2012

Гибель Кондопоги – самая горькая, но абсолютно не единичная и не случайная утрата

«Хранители Наследия»

Нижеследующий мартиролог мы публикуем не для того, чтобы растравлять раны. Но для того, чтобы все мы задумались, какими темпами мы теряем наше уникальное деревянное наследие – и не извлекаем из утрат никаких уроков, и не предпринимаем никаких системных мер для его спасения. Трагедия Кондопоги – кошмарная и невосполнимая – на самом деле всего лишь звено в цепи бесконечных потерь. Причины повторяются, меняются лишь адреса и фамилии исполнителей. 

Отсчет поведем с 1985-го, с начала реформ в нашем государстве. Как видим, реформы реформами, а потери потерями – тут ничего не меняется. Гибнут и малоизвестные постройки, и шедевры европейского масштаба, как Кондопога.

Наш перечень утрат, к сожалению, вряд ли полон – не из всех провинций доходят сведения, не все потери даже фиксируются. Не включены обрушившиеся, снесенные, загубленные неумелыми реставрациями, частично пострадавшие от пожаров храмы. 

1985

УСТЬ-КОЖСКИЙ ПОГОСТ

Архангельская область, близ деревни Макарьинское

В трех километрах от села Усть-Кожа на реке Онеге, у деревни Макарьинское, на высоком берегу реки Кожи до середины 1980-х гг. стоял деревянный ансамбль – «тройник».  В центре красовалась пятиглавая церковь Климента (1695), рядом - шатровая Крестовоздвиженская церковь (1769) и колокольня (ХVIII в.). Ансамбль полностью уничтожен пожаром в 1985 году - согласно версиям краеведов, дети играли со спичками и спалили дотла два храма с колокольней.

1989

ЗАОСТРОВСКИЙ ПОГОСТ

Архангельская область, Виноградовский район, село Заостровье

Ансамбль состоял из двух шатровых церквей – Рождества Богородицы (1726-1728) и Михаила Архангела (1778), а также шатровой колокольни (1785). Храмы использовались под склады. Сгорел в 1989 году в результате удара молнии.

1991

СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ В МЕДВЕДЕВОЙ ПУСТЫНИ

Московская область, Дмитровский район, село Пустынь

Медведева пустынь — название древнего монастыря на берегу реки Сестры. В 1809 году на территорию бывшего монастыря перевезли деревянную Спасскую церковь из соседнего села Дулова, поставив ее к северу от монастырского собора Рождества Богородицы XVI века. Приземистый храм рубежа XVIII — XIX веков, типа «восьмерик на четверике», завершенный граненым куполом, подражал формам каменной церковной архитектуры классицизма. Бревенчатые стены церкви, ремонтировавшейся в 1838 и 1877 годах, были обшиты тесом. В интерьере сохранялись пять пар колонн, поддерживавших плоское перекрытие, отрезавшее купол от внутреннего пространства храма, резной золоченый иконостас, а также остатки масляной живописи второй половины XIX века на оштукатуренных стенах. Деревянный храм утрачен в результате пожара в 1991 году. По версии следствия, причиной пожара был поджог. 

1993

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В СЕЛЕ СУЙСАРЬ

Республика Карелия, Петрозаводский район

Стройный одноглавый храм XVII века был своеобразным памятником деревянного зодчества Русского Севера. Прямоугольный сруб церкви вмещал также трапезную и сени, завершался двухъярусным повалом на продольных стенах. Храм перестраивался в XVIII веке, а в 1864 году к нему была пристроена пятигранная алтарная апсида. Восьмигранная шатровая колокольня поставлена была над сенями и частью трапезной. Храм сгорел в мае 1993 года.

1994

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В МЕЛИХОВЕ

Московская область, Чеховский район

Храм представлял собою образец когда-то распространенного, но ныне редкого в средней полосе России типа деревянных церквей — «восьмерик на четверике». Построенный в 1757 году на средства владельца села А. Наумова, храм стоял на сельском кладбище по соседству с известной усадьбой А.П. Чехова. К церкви, поставленной на высокий подклет, примыкали граненая алтарная апсида и трапезная. Поздняя колокольня, построенная по проекту и на средства А.П. Чехова, была утрачена в советские годы. К началу 1990-х годов церковное здание, имело вид, который придали ему реставрации 1966 и 1989 гг., когда были сняты поздние обшивка и купол. Закрытый еще в 1930-е годы сельский храм был возвращен верующим к 1991 году, когда здесь возобновились церковные службы.

Рождественская церковь в Мелихове сгорела в 1994 году. На ее месте в 1999 году выстроен «новодел», повторяющий черты утраченного храма. 

1995

ЦЕРКОВЬ ИОАКИМА И АННЫ В КАШИНЕ 

Тверская область, г. Кашин

Церковь Иоакима и Анны (1646 г.; по некоторым данным, завершена в 1670 году), памятник архитектуры федерального значения, была последним из некогда многочисленных деревянных храмов Кашина. Клетский храм, соединявший под двускатной кровлей церковь и трапезную, венчали две парные главки. В 1830-х годах храм был обшит тесом, декорирован в классическом духе. При реставрации 1968-1971 годов поздние части и обшивка были удалены, полусгнивший сруб почти полностью заменен новым, но габариты здания и даже толщина бревен остались неизменными. В советские годы в церкви помещался склад. В 1995 году храм уже был бесхозным. В ночь с 19 на 20 марта 1995 года не имевший пожарной сигнализации храм загорелся изнутри (следствие не исключало поджога) и вскоре был полностью уничтожен пламенем.

1996

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИЗ СЕЛА НОВИНКИ

Вологодская область, Устюженский район, село Даниловское

Храм был чрезвычайно редким по своим композиционным особенностям памятником. Необычная крутизна и высота четырехскатной кровли клетской сельской церкви позволяла рассматривать ее как единственный в своем роде образец шатра с четырехугольным основанием. Датировалась церковь 1717 (по другим данным, 1700) годом. 

Памятник архитектуры федерального значения, церковь в 1987 году в целях лучшей сохранности была перевезена из обезлюдевшего села Новинки в соседнее село Даниловское, где в бывшей усадьбе поэта Батюшкова работает мемориальный музей. После перевозки и сборки храма в нем начались реставрационные работы, которые вскоре были свернуты. Церковь простояла несколько лет заброшенной и открытой настежь. В 1996 году храм сгорел — в него забрались пошалить с огнем пятилетние дети. Музейные работники успели спасти лишь фрагмент потолочного перекрытия церкви. Следствие по делу о пожаре было вскоре прекращено. 

1997

ХРАМОВЫЙ АНСАМБЛЬ В ВЕРХНЕЙ МУДЬЮГЕ

Архангельская область, Онежский район, село Верхняя Мудьюга

Последний классический ансамбль-«тройник» (шатровая холодная церковь, кубоватая теплая церковь и колокольня), сохранявшийся в Онежском регионе Русского Севера. Главное сооружение ансамбля — замечательно стройная и строгая по силуэту шатровая Входоиерусалимская церковь, с тройным бочкообразным покрытием над двумя пятигранными алтарными апсидами — относилось к XVII веку. В 1753 — 1757 годах местный мастер Даниил Пантелеев пристроил к храму Трехсвятительский придел. Ансамбль дополняли колокольня XVIII столетия и кубоватая пятиглавая Тихвинская церковь 1865 года, вероятно, копировавшая формы более старинного храма на этом месте. 

Храмовый ансамбль Верхней Мудьюги сгорел дотла 10 августа 1997 года, после праздничной службы. Тихвинская церковь и колокольня были незадолго до того отреставрированы. Огонь, замеченный жителями села вечером, быстро перекинулся с шатрового храма на остальные строения. Пожарные, которых из-за отсутствия телефона пришлось вызывать с помощью нарочного, приехали через два часа и застали лишь обгорелые остатки ансамбля. По предварительной версии экспертов, причиной пожара стало неосторожное обращение с огнем: в зимней Входоиерусалимской церкви кто-то бросил на пол окурок.

2000

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ИЗ СЕЛА СЕМЕНОВСКОЕ

Московская область, г. Истра

Деревянная, рубленная «в обло», церковь Богоявления (1674; перестроена в 1730 г.), некогда стояла в селе Семеновском Пушкинского района Московской области. Особо ценный памятник архитектуры Подмосковья, она была перевезена в Истру на территорию областного музея деревянного зодчества. Интерьер церкви украшал тябловый иконостас, иконы XVI — XVII веков были в 1966 году переданы в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Храм на подклете с пятигранным прирубленным алтарем и трапезной, над которой возвышалась шатровая звонница, был лучшим экспонатом областного музея. После перевозки в Истру храм реставрировали, стараясь вернуть ему первоначальный облик. Специалисты отмечали, что редкий для Подмосковья памятник прекрасно сохранял архитектурно-конструктивную основу XVII — XVIII веков. 

Церковь Богоявления из села Семеновское сгорела в сентябре 2000 года в результате замыкания электропроводки. Пожарные боролись с огнем в течение часа, но отстоять храм не смогли.

2002

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В СЕЛЕ КУРАШИМ

Пермская область, село Курашим

Деревянная церковь Иоанна Предтечи была построена в 1761–1766 гг., перестроена в 1848 году мастером Макаром Грачевым. Памятник архитектуры федерального значения, не закрывавшийся в советское время, сохранял уникальный иконостас XVIII столетия, многие черты внутреннего и внешнего убранства XVIII–XIX веков. Храм загорелся 18 апреля 2002 года — церковный сторож, как впоследствии было заявлено, неосторожно обошелся с огнем. Пожарные в течение четырех часов боролись за храм, но огонь успел уничтожить алтарь и всю верхнюю часть церкви. Сохранившиеся конструкции впоследствии было решено разобрать.

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА ИЗ СЕЛА СТАРЫЕ КЛЮЧИЩИ

г. Нижний Новгород, Щелоковский хутор

Ярусная Покровская церковь 1731 года, памятник архитектуры федерального значения, была перевезена в 1973-1975 годах из села Старые Ключищи Кстовского района Нижегородской области в Музей архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья в областной центр. Храм был построен на месте сгоревшей в 1729 году деревянной церкви. Он представлял собою пирамидальную композицию из трех уменьшающихся восьмериков на массивном четверике, к которому примыкали трапезная и пятистенный алтарь. С запада и севера к храму была пристроена галерея на столбах. В интерьере храма сохранялись остатки росписей. Покровский храм, сгоревший средь бела дня 3 июля 2002 года, стал жертвой поджога: на высоте 1,5 — 2 метров от земли, согласно заключению пожарных служб, видны были следы «занесения открытого огня с внешней стороны здания». Сотрудники музея заметили огонь, сразу же вызвали пожарных, те приехали через семь минут, но спасти здание не смогли: в 30-градусную жару огонь быстро перекинулся на верхи храма, и церковь вышиною с пятиэтажный дом сгорела за 20 минут. От подлинного памятника уцелели лишь обугленные фрагменты нижнего четверика, успели вынести и часть утвари. Сохранившаяся трапезная в значительной степени представляет собою реставрационный «новодел» советских времен. Храм сгорел за два дня до проведения тендера на его новую реставрацию. Восстановлен в 2005 году.

ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ ИЗ СЕЛА СПАС-ВЕЖИ

г. Кострома, территория Ипатьевского монастыря

Церковь Спаса Преображения была единственным деревянным храмом на сваях, дожившим в России до наших дней. Хрестоматийный памятник, чьи фотографии украшали все издания по истории русской архитектуры, датировался 1713 годом. Датировки из клировых ведомостей 1628 и 1642 гг. стоит относить к ее предшественницам в костромском селе Спас-Вежи. Построена, по преданию, ярославскими плотниками братьями Мулиевыми. Стройная, почти симметричная относительно продольной оси церковь была поднята на сваи по причине частых наводнений. С востока к храму примыкала пятигранная апсида, рубленная, в отличие от него, «в лапу», с запада — трапезная. С трех сторон храм и трапезную окружала закрытая галерея с лестницей. Одновременная церкви шатровая колокольня на сваях, связанная с ней переходами, была утрачена в 1926 году. 

В 1956 году храм был перевезен в областной Музей народной архитектуры и быта и поставлен в Новом городе Ипатьевского монастыря на окраине Костромы. Во второй половине 1950-х годов реставрация по проекту Б.В. Гнедовского вернула храму первоначальный облик, в интерьере был восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас. 

В 1993 году Ипатьевский монастырь был возвращен верующим. В 2002 году монашеской общине, соседствовавшей с музеем, была предоставлена территория Нового города, на которой находился деревянный храм. Музей готовился переместить церковь из Спас-Вежей за пределы монастырских стен осенью — зимой 2002 года. По словам работников музея и областного комитета по охране культурного наследия, община закрыла вход в Новый город, не пропуская туда ни экскурсантов, ни музейных работников, ни сотрудников органов охраны памятников. Вечером 4 сентября 2002 года храм из Спас-Вежей загорелся по так и не установленным причинам. Церковь не была оборудована пожарной сигнализацией, инвентаря для тушения поблизости не оказалось. Попытки музейных работников оторвать от церкви пылавшее крыльцо и не дать огню перекинуться на храм были, увы, безуспешны, — вскоре в монастыре полыхал пожар «высшей категории сложности» — столб огня достигал 50 метров в высоту. Через несколько часов от уникального храма остались обгорелые головешки. 

Намерения костромских властей воссоздать сгоревший храм не были реализованы.

2006

КАЛЕЖСКИЙ ПОГОСТ

Архангельская область, село Калья

Деревянный храмовый комплекс XVIII века - Калежский погост – издавна имел две церкви с колокольней. До XXI века дожили шатровая Димитриевская церковь (1761), частично перестроенная в XIX веке; Никольская церковь (1774) и колокольня (1748).

В 2006 году в селе произошел сильнейший пожар, в результате чего сгорело 14 домов и храмовый комплекс. В Калье после этого не осталось постоянного населения.

2007

ГРЕБНЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КЛЯЗЬМЕ

Московская область, Пушкинский район

Церковь в честь Гребневской иконы Божией Матери, одна из самых больших деревянных церквей Подмосковья, была построена в 1902 году по проекту архитектора П.А. Виноградова на средства жителей поселка. В 1906 году пристроена деревянная колокольня. В 1930-е гг. храм закрыт, с 1992 г. действует. Восстановлена в 1995-2002 гг. 11 октября 2007 года уничтожена пожаром.

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.