bitvazaurozay

Category:

Об особенностях церковной статистики в Украине

Когда речь заходит о церковной ситуации в Украине, то обращают на себя внимание некоторые странности её статистики. С одной стороны, УПЦ в единстве с Московским Патриархатом (УПЦ) лидирует по количеству храмов, имея в 2,5 раза больше храмов, чем у Киевского Патриархата (УПЦ КП). С другой стороны, УПЦ КП имеет в 2 раза больше людей (чем у УПЦ), которые идентифицируют себя с этой церковью; ей же доверяют в 3 раза больше жителей Украины. Разумеется, каждая церковь акцентирует на том, что ей выгодно. Но откуда же такое несоответствие? И где же правда? И какая же церковь «больше»?

1. О «брёвнах»: количество храмов

УПЦ действительно является наибольшей религиозной организацией Украины по количеству приходов. По состоянию на 1 января 2018 года УПЦ, согласно официальным данным Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины, 12348 приходов. УПЦ КП имеет в 2,5 раза меньше – 5167 приходов. Ситуацию с количеством храмов можно лучше понять, если обратить внимание на статистику передачи храмов государством в собственность или пользование общинам УПЦ и УПЦ КП. На 1990-е пришёлся бум такой передачи, и, вместе с тем, он совпал с периодом предпочтений государства в пользу УПЦ. Так, во времена президента Леонида Кучмы (1994-2005) на 7 сооружений, переданных УПЦ, приходилось одно, переданное УПЦ КП. В те времена существовала негласная (и гласная – «на местах») политика предпочтения государственными органами УПЦ именно Московского Патриархата. Обращения УПЦ КП зачастую получали отказ или игнорировались, в то время как УПЦ получали разностороннее содействие. С приходом к власти Виктора Ющенко ситуация немного сбалансировалась, однако к тому времени большая часть сооружений уже была передана религиозным организациям.

Примерно тот же дисбаланс наблюдался и со строительством храмов: государство выделяло землю для УПЦ и зачастую прямо помогало в процессе. Такая ситуация наблюдалась отнюдь не только в нескольких восточных областях Украины, но была повсеместной, включая Киевскую, Полтавскую, Черниговскую, Ровенскую и Волынскую области. Единственным исключением, где баланс передачи был в пользу УПЦ КП, были три области: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. В целом, за годы независимости соотношение переданных сооружений составляет 4:1 в пользу УПЦ. Сложно поверить, но есть области, где за все годы независимости Украины, государство вообще не передало ни единого сооружения для УПЦ КП – ни в собственность, ни в пользование (например, Луганская и Закарпатская).

Сейчас многие иерархи УПЦ напоминают об отделении церкви от государства и о том, что последнее обязано быть беспристрастным, не имея права симпатизировать какой-либо организации. При этом такие спикеры забывают о том, как много сами выиграли от наличия государственных симпатий за эти десятилетия. И, конечно, не было слышно тогда призывов со стороны иерархов УПЦ к беспристрастности. Впрочем, готтентотская мораль давно укоренилась в церковной среде: дискриминация плоха лишь тогда, когда она не в «нашу» пользу, тогда она – зло, и государство поступать так не имеет права; а если дискриминация в «нашу» пользу, то она хороша, правильна и государство именно так и должно поступать.

Чтобы увеличить изображение, нажмите на него

2. О «рёбрах»: количество верующих

Председатель Отдела внешних церковных отношений РПЦ митр. Иларион (Алфеев) часто повторяет: «Русский народ говорит, что Бог не в бревнах, а в ребрах». Вторит ему и председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда: «мы помним одну ключевую вещь: храм не в бревнах, а в ребрах. Для нас важен даже не сам факт строения храма, а люди». Последуем их совету и переведём внимание со строений на людей.

По данным Украинского центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова (авторитетный в Восточной Европе негосударственный аналитический центр), к марту 2018 с УПЦ КП себя идентифицируют 43% православных верующих Украины, что составляет 29% жителей Украины. При этом, на протяжении последних 8 лет, идентификация людей с УПЦ КП неуклонно растёт. С УПЦ себя идентифицирует в два раза меньше – 19% православных или 13% жителей страны. И эти цифры неуклонно сокращаются.

К слову сказать, следствием симпатий государства к УПЦ стала более развитая структура храмов этой юрисдикции, а значит большая доступность этих храмов для верующих. Часто случается, что верующие УПЦ КП, не имя поблизости храма своей юрисдикции, идут в храмы УПЦ. При этом у священноначалия УПЦ КП хватило мудрости не препятствовать этому. Такой подход стал весьма распространённой практикой. В то же время обратного явления не наблюдается: верующим УПЦ запрещено посещать «капища» УПЦ КП. Иными словами, если вы видите множество людей в храме УПЦ, то вполне вероятно, что часть их окажутся верующими Киевского Патриархата. Если вы видите множество людей в храме УПЦ КП, то почти наверняка все они будут верующими Киевского Патриархата.

3. О доверии церквам и их предстоятелям

Дополняют вышеприведенные данные о динамике числа верующих УПЦ и УПЦ КП и данные о доверии этим церквам. Так, на вопрос «Какой церкви Вы доверяете наиболее?», 38% жителей Украины ответили, что доверяют УПЦ КП, и в 3 раза меньше, 12% – УПЦ. Характерно, что люди доверяют УПЦ КП больше чем УПЦ даже на юге (43% vs. 9%) и востоке Украины (22% vs. 19%), чего не было ещё 8 лет назад. Киевскому Патриархату удалось добиться доверия жителей даже в традиционно ориентированных на РПЦ регионах Украины.

Примечательно, что среди тех, кто идентифицирует себя с УПЦ, наиболее доверяют собственной церкви 70% верующих, а 15% наиболее доверяет «конкурентам» – УПЦ КП. Это может говорить о том, что существенное количество верующих УПЦ видят правоту не за своей церковью, а за УПЦ КП. В то же время среди верующих УПЦ КП такой «размытости» нет: 90% наиболее доверяют именно своей церкви и лишь менее 1% «конкурентам» – УПЦ.

Среди верующих УПЦ собственному предстоятелю, мирополиту Онуфрию (Березовскому), доверяют 47%, а «конкуренту», патриарху Филарету (Денисенко) – 37%. Среди верующих УПЦ КП собственному предстоятелю, патриарху Филарету, доверяют 66%, а «конкуренту», митрополиту Онуфрию – 48%.

Эти данные говорят о том, что, во-первых, несмотря на многолетнюю информационную войну между двумя ведущими конфессиями страны, люди склонны в большей степени доверять УПЦ КП и её предстоятелю, патриарху Филарету, чем УПЦ и её предстоятелю митрополиту Онуфрию. Если обратиться к словам апостола Павла «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19), то более искусным, судя по всему, оказался Киевский Патриархат и её предстоятель. Во-вторых, приведенные данные демонстрируют, что многолетняя интенсивная пропаганда со стороны УПЦ и РПЦ против предстоятеля УПЦ КП патриарха Филарета, провозглашение анафемы, запугивание верующих и проч. не только не принесли ожидаемого результата, но дали результат прямо противоположный – ударили по авторам идеи чёрного пиара.

Впрочем, Вселенский патриарх Варфоломей ещё в 2000 году предупреждал о том, что методы РПЦ с провозглашением анафемы, потоками компромата и запугивания верующих являются деструктивными, усугубляют проблемы и ведут к насмешкам над православием: «не только не произошло излечение методами церковного руководства (РПЦ – В.М.) этого страждущего народа, но в последнее время проблема лишь усилилась и распространилась таким образом, что Православная Церковь стала предметом насмешек и издевательств».

И действительно, если посмотреть на динамику доверия жителей Украины к предстоятелям Церквей, то можно обратить внимание на то, что машина чёрного пиара никак не задела патриарха Филарета; он имеет рейтинг доверия такой же, как суммарно у патриарха Кирилла и митрополита Онуфрия. В то время как доверие к патриарху Кириллу, изначально довольно высокое, просто рухнуло, так что никакой пиар с крестными ходами и транспарантами «Кирилл – наш патриарх» положение не спасли. Ситуацию в значительной степени иллюстрирует известный псалом: «Рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил» (Пс.7:16).

4. Об отношении к автокефалии

В свете динамики принадлежности верующих к конфессиям, доверия церквам и их предстоятелям вполне закономерно выглядит и динамика восприятия гражданами автокефалии в Украине, церковно-административной независимости от Москвы. Согласно вышеуказанным источникам, за последние десять лет становится все меньше сторонников церковного административного единства с Москвой и всё больше сторонников автокефалии. К марту 2018 года 50,3% опрошенных выступали за автокефалию Украинской Церкви, и в 5 раз меньше – 9,2% – за сохранение единства с РПЦ.

Примечательно, что даже среди верующих УПЦ всё более ощутимы центробежные настроения. Так, 42% верующих УПЦ выступают за единство с РПЦ, в то время как примерно столько же (39%) выступают за автокефалию. Можно бесконечно «повторять камлания» (по остроумному выражению митрополита Тульчинского Ионафана) о том, что автокефалия есть «измена Православию», «путь в унию», «путь в ад» и сочинять легенды о догматической святости «триединой Руси», и тут же лгать о том, что «поместная церковь в Украине уже есть» (об этом приходилось писать отдельно), однако на поверку оказывается, что все эти инструменты из средневекового арсенала едва ли способны сдержать автокефальный настроения, да и вообще повлиять хоть на что-то в XXI веке.

Весьма красноречиво иллюстрирует все описанные выше тенденции свежая новость УПЦ о том, что на Фанар доставлено 50 тысяч подписей верующих против автокефалии. А ведь в УПЦ насчитывается 53 епархии и около 12 тыс приходов. Выходит, что в среднем удалось собрать чуть более тысячи подписей с каждой епархии или около 4 подписей с каждого прихода. И это при том, для достижения такого результаты шло всё: от благословений, до диктата, подтасовок и сбора подписей на предприятиях и среди людей далёких от церкви.

P.S.

Timere fidem oculorum в переводе с латинского – «бояться поверить собственным глазам». Страх часто заставляет людей закрываться в своём собственном выдуманном мире, мире зазеркалья. Заставляет не замечать реальность, генерировать ложь и верить в неё, всё более погружаясь в двоемыслие. То тут, то там слышны старые заверения в том, что «Абсолютное большинство украинского народа против пресловутой автокефалии», в том, что «УПЦ КП – жалкие маргиналы», в том, что «мы едины, как никогда!». Можно пытаться даже закрывать рот тем, кто не боится посмотреть реальности в глаза… тем самым всё дальше отдаляясь от реальности, усугубляя последствия и вызывая смех у окружающих. Как сложится ситуация – покажет будущее. Возможно, недалёкое. Но из описанных тенденций нетрудно сделать вывод, что даже самые выгодные стартовые позиции можно растратить попусту, если не учитывать настроения и ожидания народа, не иметь с ним обратной связи, сопоставляя лишь икону с самого себя с карикатурой на соперника.

Владимир Мельник

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.