bitvazaurozay (bitvazaurozay) wrote,
bitvazaurozay
bitvazaurozay

Судороги телеформата. Когда на "Голосі країни" победит карлик или робот-гитарист

В борьбе за зрителя наши шоу постепенно переходят к сильнодействующим средствам повышения рейтинга

Новость о том, что на шоу "Голос країни" победил священник Московского патриархата (в просторечии "московский поп") вызвала очередной обвал в отечественном сегменте соцсетей. Вопросы о том, достойно ли и праведно участвовать священнику в телешоу и конкурсах популярной музыки, перекрикивались вопросами о том, как так получилось, что на украинском телеканале во время войны с Россией побеждает в конкурсе "московский поп".

Если честно, я бы растерялась, если бы эти вопросы задали непосредственно мне. Как если бы меня в кафе спросили: вам какой чай - синий или соленый? И я наобум брякнула бы в ответ: а, лейте все в одну чашку, и мыла еще туда положите - потом еще и руки помою.

Вопрос о "попе на конкурсе" вторичен во многих смыслах. Например, он как будто снимает вопрос об уместности самого конкурса и вообще подобных шоу красивой и сытой жизни в бедной воюющей стране

Да, в бедных странах так много золушек, а в воюющей стране так хочется отдыха, праздника и вообще забытья, что именно в таких странах подобные шоу обречены на успех. Но вопроса уместности это не отменяет.

А кроме того, о. Александр и связанные с его победой квазиэтические вопросы сами по себе вторичны. О. Александр далеко не первый поп на подобном шоу.

Наконец, "победоносный поп" (в обоих смыслах слова "поп") - что-то вроде последних судорог телеформата, который, зная о тяжести болезни и возможном неблагоприятном исходе, пытается догрести все те деньги, до которых еще можно дотянуться. Пускай и в последнем броске.

"Голоса країни", "Х-факторы", "Україна має талант" и прочие шоу, массово "включающие" и вовлекающие "участников из народа" и аудиторию, выглядят довольно скованной попыткой выйти из теряющего популярность однонаправленного вещания телевидения в интерактивный формат. Я далека от того, чтобы предрекать смерть медиа только из-за того, что появилось другое медиа, но попытка "интерактивизироваться" со стороны ТВ намекает именно на это. Причем ТВ очевидным образом идет по "гибридному" пути - пытается конкурировать с новым медиа его методами и на его половине поля.

Отчасти ТВ это удается (вернее, кажется, что удается), потому что телевизионные баталии имеют продолжение в интернет-пространстве. Но по всей видимости, борьба за рейтинги - это все, что осталось ТВ.

О расширении Сети, изобретении новых форматов, создании новых ниш, "увеличении размеров пирога" и прочих признаках цветущей жизни речь уже не идет. Все, что осталось, - "накручивать" рейтинги любыми путями, любой ценой, чтобы выжать из отмирающего формата все, что из него еще можно выжать

Есть что-то симптоматичное в том, что телепространство заполонили шоу, "включающие" публику. На этих шоу уже не танцуют (это же уметь надо), не готовят соус фрекен Бок (готовят на экране теперь только профессиональные звезды - потому что кто же будет смотреть на фрекен Бок?), не соревнуются в пришивании заплаток, эрудиции и прочих "анукадевушках". На этих шоу все только поют. Как в индийском кино. И как в индийском кино за каждым песенным номером - жизнь и судьба. Зрителю нужна стори, "сужет", чтобы не "нравится - не нравится", зритель ведь о музыке и исполнительстве ничего больше сказать не может. А надо, чтобы было о чем поговорить...

Этот формат привлекает золушек всех мастей - от домохозяек до священников, для которых это шанс "попасть на бал", получить свои пятнадцать минут внимания и славы. Свой первый (и, скорее всего, единственный) миллион лайков. Для шоу же это прекрасный способ дать телезрителю героя, с которым телезритель сможет легко себя идентифицировать. Или, наоборот, с гневом отбросить. Неважно, какие эмоции испытает зритель. Лишь бы они были сильные.

Проблема в том, чтобы поддерживать клиента в тонусе. В смысле, рейтинг - на уровне, при котором рекламодатель все еще платит, а не стучит маникюром по графику, на котором все застыло на полшестого. Стимулировать клиента приходится все более интенсивно для достижения хотя бы прежнего уровня возбуждения. Поэтому из финалов телешоу исчезают те, с кем публике легко было идентифицироваться - домохозяйки, водители скорой помощи и учителя начальных классов.

Ставки растут: на экраны и в финалы пошли дети, священнослужители, ветераны, инвалиды, люди с душераздирающими жизненными драмами и прочие персонажи, несущие телезрителю дополнительные эмоциональные стимулы

Кстати, достаточно посмотреть на "Евровидение", отражающее в большом профессиональном зеркале процессы и тенденции "любительских" шоу, представленных на местных телеканалах. Здесь - то бородатая женщина, то композиции с политическими подтекстами, то скандал с национальным отбором среди инвалидов. Конкурсы поп-музыки (независимо от размаха и уровня профессионализма) начинают испытывать проблемы с рейтингами.

Им там, на Западе, приходится труднее, чем нам тут, в постсоветских странах. Там к телевизору традиционно относятся только как к развлечению. И там уже давно и отчетливо подобные шоу в погоне за рейтингом уверенно шагают от "обычных людей" (условных домохозяек) к разного рода "бородатым женщинам". У нас, постсовестких людей, несколько иной телевизионный опыт и, соответственно, несколько иные тенденции восприятия. На парад фриков на отечественных телеканалах мы реагируем совсем не так, как западные телезрители. В этом параде мы ищем скрытый смыл, как когда-то искали его между строк газеты "Правда". Это что-то вроде рефлекса, который выработался у нас еще в те времена, когда для целой страны "говорила и показывала Москва". И, кстати, продолжает это делать - в том числе у нас, поскольку московские "находки" (позаимствованные у западных коллег, преимущественно) мы неукоснительно с опозданием в сезон-два видим на отечественном телеэкране. Возьмите хоть песенную победу отца Александра...

Да, "московский поп" - вот первое, что было сказано по поводу этой победы. На украинском телеканале! Кто его туда пустил? Кто за него голосовал? Он же антимайдан и криптосепар! Ах, как же? Вот ведь пишут, что ничего подобного, что он "за единую поместную", и концерты устраивал в пользу воинов АТО, и вообще белый и пушистый... Ага, так это кампания по отбеливанию репутации московских попов?

В нашем телеэфире (даже в певческом конкурсе) нет места просто красавцам - они должны быть еще как минимум отличниками, спортсменами и активистами. Иначе публика почувствует себя обманутой

Посттоталитарный зритель не привык к тому, чтобы ему в телевизор транслировали "просто сны". Его организм требует "добавочной стоимости" - смысловых идеологических довесков, которые нужно расшифровать и ради которых, собственно, весь сыр-бор.

Наш ТВ-менеджмент может только радоваться, что рынок ему достался хоть и довольно нищий, но зато очень чувствительный. Рейтинг можно нарастить буквально на ровном месте.

Да, например, о. Александр. В отношении которого само выражение "подопечный Тины Кароль" звучит довольно пикантно - священник как бы выводится из-под опеки правящего архиерея под опеку теледивы и потому он уже не столько "поп", сколько "звезда", т. е. выражение "поп-звезда" приобретает добавочный смысл, превращается в прикольную тавтологию.

"Подопечный Тины Кароль" отчасти банален: он бородатый мужчина. Что после бородатой женщины - явно "минус в рейтинг". Но зато он в платье. Не помню, кто - кажется, о. Яков Кротов - однажды назвал священническое облачение "платьем для мужчин" (в противовес и в оправдание "женским брюкам"). Таким образом, принадлежность к священническому чину оказывается на руку шоу и рейтингам - они могут совершенно легитимно вывести на сцену "мужчину в платье". Окажись о. Александр "бородатым мужчиной в джинсах", его шансы на успех в шоу были бы значительно ниже. Вовсе не потому, что он "плохо пел" - ни Боже мой! - а потому, что его рейтингообразующий потенциал был бы оценен организаторами значительно скромнее. И то сказать, что такого особенного в мужчине в джинсах? Даже если при этом у него приличные голосовые данные. Это ведь телешоу, а не филармония.

Единственное, что портит общую картину, - вторичность сюжета. После католической монашки, которая брала разрешение в Ватикане на участие в шоу. После прошлогодней победы (и скандала вокруг оной) монаха о. Фотия в российском шоу-аналоге. Увы, да. Наши охотники за рейтингом не просто не придумали ничего нового, они еще и "скопипастили" не у кого-то, а именно у россиян, уже переживших и пережевавших своего "бородатого мужчину в платье".

Зато наши сумели нагреть рейтинг на "специфике". На войне, я имею в виду. На фоне боевых действий "московский поп" - козырный туз в рукаве шоумейкеров

Будь поп киевским или римским - было бы как с бородатым мужчиной в джинсах. Потому что "московский поп" - это заведомо скандал, холивар и судороги соцсетей. Публика, размявшаяся и разогретая пасками с куличами, предсказуемо "клюнула" и на "московского попа". Даже те, кто уже лет пятнадцать телевизор не смотрят, полезли на сайт канала и посмотрели-послушали - что за поп такой, и, правда, ли так уж хорошо поет? А поп таки поет, и неплохо. Что для священника, в общем, дело обычное: для него хороший голос важнее, чем для солиста Киевской оперы - многие прихожане батюшке за благолепное пение чего только не простят.

В общем, вслед за западными аналогами наши шоу постепенно переходят к сильнодействующим средствам повышения рейтинга. После "бородатого мужчины в платье" не за горами, надо думать, бородатые женщины (хоть в платье, хоть без). Но потом закончатся и эти ресурсы - и тогда трудно сказать, что еще ТВ кинет в остывающую топку рейтинга, что сможет противопоставить интернету с его возможностями (и разнузданностью), с его интерактивностью и легко формируемыми зонами комфорта. То ли карликов, то ли поющих собак, то ли роботов-гитаристов.
Екатерина Щеткина.
Tags: и смех и грех, мнение
Subscribe

Buy for 50 tokens
Там маленькие кажутся большими, Там толстенькие кажутся худыми, Там головы у всех, как у гигантов, А руки, как у лучших музыкантов. Там зеркала изогнуты, как блюдца, И все смеются, и все смеются, И все смеются. (с) В столиці пройшов щорічний фестиваль шизофренії та брехні. Понад 55 000 зомбаків…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments