bitvazaurozay

Священник Андрей Шиманович: Патриарх Кирилл предал свою паству в Украине

 

Все мы знаем, что в Украине помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата существует еще и не признанный другими Поместными Церквями Киевский Патриархат с патриархом Филаретом (Денисенко). Также россияне наслышаны про то, что отношения между УПЦ МП и УПЦ КП, мягко говоря, натянутые. Бывает, что священники из МП переходят в КП. О причинах такого перехода мы спросили священника Андрея Шимановича, который в июне 2017 года сменил юрисдикцию именно в таком направлении.

***

Отец Андрей родился в обычной советской семье в 1982 году:

— Мои родные и близкие люди не отличались сугубой религиозностью, за исключением соблюдения традиционных обрядов по большим церковным праздникам. Принятие религиозного мировоззрения стало следствием и интеллектуального поиска, и проблем со здоровьем, которые заставили меня задуматься о многих серьёзных, фундаментальных вещах.

— Как Вы решили стать священником, где учились?

— Если бы лет 15 назад кто-то сказал мне, что я буду священником, я бы очень удивился. После окончания университета я занимался мелким бизнесом и не планировал связывать свою жизнь с религиозной сферой. Но у Бога, как известно, есть Свои планы на каждого из нас.

После смерти отца в 2004 году я начал серьёзно интересоваться религиозными вопросами, и в течение следующих трех лет, параллельно занимаясь бизнесом, прочитал огромное количество богословской литературы. После этого священство уже не казалось чем-то настолько абсурдным и неприемлемым, как это было раньше.

В Киевской Духовной Семинарии, в которую я поступил на стационар уже в зрелом возрасте, а не со школьной скамьи (в 26 лет), я продолжил своё богословское образование, начатое самостоятельно, и, без ложной скромности, был достаточно усердным студентом. Не могу сказать, что я был эталоном в плане послушания священноначалию, но претензий к моей успеваемости ни у кого из преподавателей не было. Пока некоторые мои одноклассники-тинэйджеры гоняли по вечерам по Крещатику или по широко известным в узких кругах дискотекам, находящихся недалеко от Лавры, я учил латынь, древнегреческий и читал святых отцов. В то время я создал для себя интеллектуальный базис, которым, в какой-то степени, живу до сих пор. Хотя и теперь я обязательно ежемесячно покупаю себе новые издания богословской литературы различных направлений, дабы держать руку на пульсе.

— Сколько лет прослужили в сане, где служили?

— В 2011 году после окончания семинарии я был приглашён епископом (ныне митрополит) Кировоградским и Новомиргородским Иоасафом во вверенную ему епархию, где был рукоположен в священника. Владыка пытался собрать интеллектуально мощную команду, которую благополучно собрал, и которую с не меньшим благополучием на данный момент если не полностью, то в весьма значительной степени разорил. И я тут говорю не столько о себе, сколько о других активных и талантливых священниках, которые за последние пару лет были вынуждены покинуть Кировоградскую епархию и перейти в другие. Я же был слишком занят епархиальной работой и никогда не продумывал путей к отступлению, в чём, наверное, была моя ошибка.

В течение следующих пяти с половиной лет я служил в трёх основных городских храмах, параллельно являясь руководителем Миссионерского отдела епархии: вёл еженедельную телепередачу и комментировал трансляции праздничных богослужений на местном телевидении, писал статьи на епархиальный сайт, время от времени проводил лекции для студентов местных учебных заведений, а также в разных госучреждениях, иногда выступал от имени епархии на общественных мероприятиях и т. д.

— Как начали возникать мысли о переходе в УПЦ КП? Что Вас не устраивало в УПЦ МП? Были ли какие-то конфликты с руководством, которые подтолкнули к этому решению?

— Мыслей о переходе в КП у меня не было, и вообще назвать это именно сознательным, добровольным переходом, к которому я осмысленно шёл в течение какого-то длительного времени, я не могу. Дело в том, что после моего публичного негативного высказывания в ФБ по поводу модели поведения, демонстрируемой патриархом Кириллом, мне дали понять, что моё пребывание в УПЦ МП более нежелательно.

Всё началось с небезызвестных украинских событий конца 2013 – начала 2014 года, когда стало очевидным, что Майдан, Крым и конфликт на Донбассе спровоцировали — со стороны меня и моего правящего архиерея — диаметрально противоположную оценку происходящего. Очевидно, что разные мировоззренческие установки, которые имели место и до этого, но пребывали «под спудом», выявились и обострились именно после начала этого кризиса и того, что мы можем с полной ответственностью назвать российско-украинской войной.

Неумение или нежелание назвать вещи своими именами со стороны руководства УПЦ МП часто прикрывается «аргументом», что это якобы дело не Церкви, а государства — назвать войну войной. Но подобная риторика не выдерживает никакой критики, поскольку известно, что именно Церковь первой призвала народ на защиту своей Родины после начала Великой Отечественной войны, в то время как руководство страны в лице Сталина несколько дней не могло поверить в происходящее.

Оглушительное молчание патриарха Кирилла по поводу всех разворачивавшихся с 2013-2014 гг. событий также показало, что он банально предал огромную часть своей паствы в Украине. Он не нашёл в себе ни мужской, ни христианской смелости публично высказаться по поводу аннексии Россией Крыма и очевидной для всех честных и здравомыслящих людей активной поддержки Россией донбасских сепаратистов. Увы, он не счёл возможным и необходимым для себя напомнить всем прописную истину о том, что «проклят нарушающий межи ближнего своего» (Втор. 27:17). Но, более того, его высокопарно-пустопорожние разглагольствования о «единстве славянских народов», о «Святой Руси» и «русском мире» только создавали идеологическую почву для того, чтобы в глазах сотен тысяч прихожан РПЦ Украина начала выглядеть как failed state, как якобы случайное историческое недоразумение, которое необходимо исправить. И поэтому вина патриарха Кирилла в той трагедии, которая была сознательно развёрнута Россией на территории Украины, по моему глубокому убеждению, ничуть не меньше, чем вина Кремля.

Также не выдерживает никакой критики риторика руководства РПЦ/УПЦ МП по поводу того, что их прихожане находятся по обе стороны конфликта, что якобы делает невозможным вынесение каких-либо нравственных суждений. Это абсолютный нонсенс и тотальный абсурд. Разве Церковь не должна выносить моральных суждений о взаимоотношениях между православными личностями, семьями, народами? Тогда это уже не «свет мира» и не «соль земли», а та соль, которая достойна только быть выброшенной под ноги людям (см. Мф. 5:13-14). Если, например, один православный ограбил и отжал имущество у другого православного, заселился у него в прихожей, то это абсолютно не означает, что Православная Церковь не имеет права высказаться по поводу действий первого.

Уже после моего ухода из Кировограда, причиной которого стало категорическое неприятие личности и действий патриарха, у меня была попытка устроиться в Черкасскую епархию УПЦ МП. Сначала митрополит Софроний предложил мне служить в одном из городских храмов, но буквально на следующий день позиция была изменена на 180 градусов, и мне сказали, что меня категорически не могут взять, поскольку я – неверующий человек, которого интересуют исключительно деньги и более ничего. Однозначно утверждать о мотивах и причинах таких радикальных и неожиданных изменений не могу, но знаю точно, что созвон между Кировоградской и Черкасской епархиями был. После этого о служении в Черкасской епархии УПЦ МП, понятное дело, не могло быть и речи.

Кстати, ревностная защита патриарха Кирилла со стороны владыки Иоасафа в результате сыграла для него свою роль. После сослужения патриарху Кириллу в Москве 18 июля, на прп. Сергия Радонежского, о чём Кировоградский епархиальный сайт стыдливо умалчивает, уже через месяц, а именно 17 августа, архиепископ Иоасаф был возведён в сан митрополита. Здесь невольно вспоминается известная фраза одного из популярных современных российских телепропагандистов: «Совпадение? Не думаю». Более того, в журнале №72 Священного Синода РПЦ от 29 июля 2017 г. содержится информация о том, что Кировоградского архипастыря вызывают на следующую сессию Синода РПЦ в Москву. Не исключено, что подобная активизация взаимоотношений между вл. Иоасафом и Москвой вполне может вскоре заметным образом повлиять на его жизнь в целом, и на его место служения в частности. Впрочем, это не более чем мысли вслух. История покажет…

Последней каплей, после которой я себя полностью внутренне растождествил с УПЦ МП, стало то, что уже после всех упомянутых событий, в мае-июне этого года руководством Киевской Духовной Академии мне было запрещено защищать полностью готовую магистерскую диссертацию о герменевтике Карла Барта. Поводом стало то, что я нахожусь за штатом. Хотя ни один из пунктов Устава КДАиС не содержит подобного положения, и всем известно, что все священники-заочники, будучи за штатом в поисках новой епархии, защищались в Академии без каких-либо препятствий. Поэтому такая очевидная тактика «выжженной земли» и негласный запрет на защиту работы в Академии невольно наталкивают на мысли о необоснованной предвзятости и мести за мои взгляды со стороны руководящего звена КДАиС. После этого я забрал в Академии справку об окончании данного учебного заведения (с выпиской результатов всех экзаменов) и написал прошение о зачислении в штат Черкасской епархии УКЦ КП.

— Были ли какие-то попытки со стороны представителей УПЦ МП призвать Вас к возвращению, уже после Вашего перехода в УПЦ КП? Не пытался ли кто-либо давить на Вас или угрожать?

— В течение тех четырех месяцев, когда я ещё всячески пытался устроиться в УПЦ МП, никому не было никакого дела до того, где я нахожусь, чем я занят, служу ли я где-то и т. д. Но как только стало известно о моём переходе, начали раздаваться звонки от тех людей, сигнала от которых я уже никак не рассчитывал услышать. Были звонки и из Кировоградского епархиального управления, и из Киева с предложениями вернуться. После моего категорического отказа тактика изменилась, и мне начали звонить с уговорами даже те одноклассники по семинарии, с которыми я не особо близко общался во время учёбы на стационаре. О содержании этих разговоров я умолчу из этических соображений. Абсолютно уверен, что никто бы не интересовался, где я и чем занят, ещё в течение многих лет и десятилетий, если бы не мой переход в УПЦ КП.

Уже после того, как я был официально принят в Черкасскую епархию УПЦ КП (19.06.2017), заказным письмом мне был прислан указ от 04.07.2017 о запрещении в священнослужении. Но, учитывая тот факт, что я уже принадлежу к иной экклезиологической структуре, а возвращаться в МП я более не собираюсь ни под каким предлогом, все эти попытки плюнуть в спину уже никого не интересуют и не впечатляют…

Были угрозы и карикатуры, которые присылались и в личных сообщениях в ФБ, и на почту. Демонстрировать эту гадость я не собираюсь, дабы не тиражировать и не приумножать зло, но всё это сохранено и при необходимости может быть мной опубликовано. При этом я отнюдь не думаю, что это имеет какое-то отношение к моему бывшему руководству. Скорее всего, это дело рук маргиналов. Но в то же время не могу не отметить, что идеологическое вскармливание подобного кликушества было целенаправленным вектором деятельности со стороны УПЦ МП в течение последних двадцати пяти лет.

— В чём Вы видите основную проблему современной РПЦ/УПЦ МП?

— Если коротко, это то, что Церковь чрезмерно зациклена на самой себе. Для меня очевидно, что на данный момент если не единственной, то уж точно преобладающей и доминирующей керигмой Русской Православной Церкви (и УПЦ МП как её канонического придатка) стала сама Церковь, а не Христос. Церковь учит людей смотреть на саму себя, а не на Бога и Его Слово, актуальное в любом социально-исторически-культурном контексте. Если мы и слышим речи о Боге из уст руководства УПЦ МП, то это, как правило, шаблонные, банальные, избитые фразы, никак не коррелирующие с современностью и с нынешними запросами общества. Прот. Александр Шмеман в своих нашумевших дневниках метко подметил эту скорбную тенденцию, которая сейчас стала настоящей проблемой: «Вместо того чтобы учить его [человека] по-своему смотреть на мир, на жизнь, Церковь учит его смотреть на саму себя»¹. Т. е. вместо христоцентризма мы часто сталкиваемся с неоправданным экклезиоцентризмом. И это весьма печально.

— Где Вы теперь служите? Как к Вам относятся новые прихожане и сослужители?

— Сейчас я служу рядовым священником в небольшом храме в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Черкассы, который находится на территории Черкасского Национального Университета им. Богдана Хмельницкого, который я в своё время окончил. С нового учебного года планирую организовывать миссионерские мероприятия и встречи со студентами. Кроме того, участвую в телепроектах, в которых требуется церковный комментарий по тем или иным вопросам. Что касается окружения, то я бы сказал, что священство местной епархии состоит преимущественно из молодых, грамотных, интеллектуально самодостаточных людей, что, конечно, не может не радовать.

— Считали ли Вы раньше Киевский Патриархат неканоничным, и если да, то почему изменили мнение?

— Это очень важный вопрос, поскольку до сих пор с разной степенью интенсивности в мой адрес звучат обвинения как в предательстве (это вполне понятно), так и в изменчивости, непоследовательности, неискренности, лукавстве и т. д. Но, на самом деле, эти обвинения ни на что не опираются. Поэтому хочу особо подчеркнуть следующее: нигде и никогда в своих публикациях я не высказывал враждебности или неприятия в адрес как иных христианских конфессий, так и иных православных юрисдикций. Кстати, у меня есть немало знакомых среди членов местных протестантских общин, в том числе пасторов, знакомством и хорошими отношениями с которыми я дорожу. С духовенством УПЦ КП я общался и ранее, точно так же, как и сейчас продолжаю активно общаться с адекватными представителями УПЦ МП.

Все мои проповеди, публикации, интервью до сих пор находятся в открытом доступе как на сайте Миссионерского отдела Кировоградской епархии УПЦ, так и на моём личном сайте. Поэтому всех тех, кто сегодня пытается обвинить меня в якобы непоследовательности, изменчивости, и называет меня конъюнктурщиком и человеком с двойными стандартами, я бы хотел призвать к интеллектуальной честности и сделать одно из двух: 1) либо найти в моих публикациях прямые подтверждения для своих обвинений, либо 2) отказаться от подобных обвинений по причине отсутствия доказательств.

Смотря на современную риторику представителей УПЦ МП, невольно приходишь к выводу, что в мировоззрении многих из них каноничность приобретает статус почти идола. Но Книга Правил – не выше Евангелия. Сама по себе каноничность ничего не гарантирует. Имея канонический статус, можно быть плохим христианином. И история Церкви красноречиво свидетельствует об этом. И еврейские погромы в Антиохии времён свт. Иоанна Златоуста, и сжигание в срубах старообрядцев в царской России совершались теми, у кого с каноническим статусом всё было отлично. Но сегодня мы едва ли можем назвать подобную модель поведения соответствующей христианским этическим нормам.

Маниакальная зацикленность на вопросах каноничности – это не что иное, как редукция всего богатства церковной жизни к книжнической казуистике, замешанная на сотериологическом эксклюзивизме и подпитанная гордыней в виде искренней убеждённости в собственной исключительности и чуть ли не богоизбранности. При этом о нарушении положений собственного Устава представители УПЦ МП, как правило, стыдливо умалчивают.

Приведу один из наиболее ярких примеров. По Уставу УПЦ МП правящий архиерей по достижении семидесятипятилетнего возраста должен написать прошение в Священный Синод об уходе на покой. Вы видели, чтобы кто-то из старцев-митрополитов исполнил это предписание своего же Устава? Вопрос риторический…

О канонах вспоминают лишь тогда, когда нужно расправиться с неугодным священником или, как минимум, заткнуть ему рот за то, что он осмелился иметь свою точку зрения, в чём-то отличную от епархии/митрополии/патриархии. Поэтому надо или пересмотреть и переосмыслить свод канонического права в контексте сложившихся исторических реалий и повседневной практики церковной жизни, или, если уж вы ежедневно нарушаете собственные постановления в силу тех или иных причин, по крайней мере, нужно перестать рвать на себе тельняшку с криками о том, что канонические нормы – это ваше всё.

Надо быть честными перед Богом, людьми и самими собой. Если тот или иной священник не является сугубым постником, то он едва ли имеет моральное право ревностно проповедовать с амвона об обязательности сухоядения. Если кто-то из представителей клира не может похвастаться склонностью к радикальному воздержанию в половой сфере, то совесть (если она ещё не полностью сожжена и подаёт минимальные признаки жизни) не должна позволять ему, закатив глаза в проповедническом экстазе, вещать о необходимости ведения равноангельского жития. Соответственно, те, от кого мы на каждом углу слышим о принципиальной важности соблюдения всей совокупности канонических норм, должны первыми показать пример такой ревности в сохранении и реализации норм своего же Устава и канонического права.

Известно, что автокефалия Грузинской Церкви была предоставлена ей Московской Патриархией в 1943 г. со ссылкой на 17-й канон IV-го Вселенского собора, в котором говорится о том, что изменение гражданских границ влечёт за собой и изменение церковных административно-территориальных единиц. Это решение РПЦ зафиксировано в Журнале Московской Патриархии в одном из номеров за тот же 1943 год. Но почему-то сегодня, когда поднимается вопрос об автокефалии УПЦ в условиях обретения Украиной своей государственности, МП не пытается адаптировать и актуализировать это каноническое положение по отношению к УПЦ. Значит, дело отнюдь не в канонике, а именно в политике и идеологии. И примеров подобного лукавства и непоследовательности со стороны МП несть числа.

— Видите ли Вы какие-то проблемы внутри УПЦ КП?

— В УПЦ МП я был в течение более чем десяти лет — сначала активным прихожанином, позже студентом-семинаристом, а потом и священником. В УПЦ КП я нахожусь всего 2 месяца. Поэтому выносить какие-либо суждения, притом в публичную плоскость, находясь в церковной структуре такое мизерное количество времени, было бы неоправданно и несправедливо. Исходя из того, что человеческий фактор присутствует в любой экклезиологической структуре, можно с уверенностью предположить, что и в УПЦ КП тоже, наверняка, далеко не всё гладко и идеально. Но единственной серьёзной проблемой, о которой можно говорить уже сейчас, является, пожалуй, то, что УПЦ КП всё ещё находится на пути к обретению полной канонической субъектности во всемирной семье Поместных Православных Церквей. И не может не удручать то, что этот процесс идёт, увы, не настолько активно, как хотелось бы. Но с Божьей помощью и при более решительных действиях со стороны Константинополя, эта цель обязательно будет достигнута.

Вспомним завершение 5-й главы Книги Деяний. В ней говорится о том, что жизнь апостолов находилась в опасности из-за агрессии, которую испытывали к ним иудейские первосвященники. Но уважаемый всем народом законоучитель по имени Гамалиил выступил на защиту проповедников Воскресшего Христа и сказал иудеям: «Отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:38-39). Т. е. первые десятилетия своего существования христианство было ничем иным, как маленькой маргинальной (неканоничной) сектой, существовавшей «под покровом иудейства» (Тертуллиан). Но именно из этой маленькой и странной религиозной организации Иерусалима 40-х–50-х годов І в. выросла самая мощная и многочисленная мировая религия.

И этой исторической аналогией я хочу сказать лишь то, что история становления и динамика развития УПЦ КП говорит лишь в пользу её будущего. 25 лет истории УПЦ КП – не так уж и мало. И сегодня, смотря на то, какую популярность набирает и уже имеет УПЦ КП в украинском обществе, мы можем с полной уверенностью утверждать, что этот весьма скорбный и явно затянувшийся период канонической изоляции, вне всякого сомнения, будет преодолён.

— Что Вы думаете о будущем Церкви в Украине, будет ли объединение или кому-то в Украине не должно быть места?

— Многовековая история Церкви красноречиво свидетельствует о том, что светская сфера всегда влияла на административно-территориальные единицы Церкви, а «структура ранней Церкви создавалась в прямой зависимости от мира, в котором она возникла, …и развитие её организации обусловлены чисто историческими факторами»². На руинах империй всегда возникали малые национальные государства, в которых, рано или поздно, возникали национальные Церкви. И раз уж на данный момент и Российская, и Советская империи разрушились и распались на множество национальных государств, то мне совершенно непонятно чем, например, те же украинцы настолько прогневили Всевышнего, что они якобы не имеют права иметь свою Церковь в отрыве от историософской мифологемы под названием «Святая Русь», как нам это годами пытается вбить в головы патриарх Кирилл.

Насколько я могу судить, Единая Поместная Украинская Православная Церковь, искренне и нелицемерно служащая Богу и украинскому народу, – это та глобальная цель, то видение, которое УПЦ КП пытается целенаправленно реализовывать в своей повседневной деятельности, в то время как УПЦ МП в принципе не настроена осуществлять какие-либо шаги в данном направлении.

Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить т. н. завещание покойного схиарх. Зосимы (Сокура), одного из самых авторитетных духовников на Донбассе, который писал, что автокефалия Украинской Церкви в любом виде есть сущее зло, вне зависимости от того, законной она будет или нет. Можно вспомнить и эпическое высказывание руководства Одесской епархии о том, что в 2013 г. на Майдане якобы собрались все силы ада, или слова прот. Андрея Ткачёва о том, что поумневший украинец автоматически становится русским, и многое другое. И после всего этого ужаса мы слышим утверждения, что УПЦ МП — это якобы та единственная и уникальная структура, которая вроде бы как стремится к объединению всех православных верующих Украины и к консолидации всех слоёв украинского общества… Пусть каждый даст себе ответ о том, так ли это на самом деле.

Но при этом замечу, что в Украине, конечно же, должно хватать места всем верующим с любыми мировоззренческими установками. В Украине немало людей, которые (в силу происхождения или соответствующей церковной «педагогики») искренне верят, что единство с Россий и РПЦ – главный залог спасения в вечности, и которые, конечно, должны иметь право и возможность реализовывать в Украине все свои религиозные потребности. Но для этого нужно честно назвать вещи своими именами. Та церковная структура, которая реально сохраняет и молитвенное, и административное, и каноническое единство с РПЦ, должна называться соответствующим образом, например, Русская Православная Церковь в Украине, а не Украинская Православная Церковь, чтобы просто-напросто не вводить людей в заблуждение.

А что касается отношения УПЦ МП к УПЦ КП, то многие клирики и даже представители руководящего звена из епископата настолько оторваны от реальности, что они действительно искренне верят в то, что вся полнота УПЦ КП должна приползти к ним на коленях в Киево-Печерскую Лавру к Канцелярии Киевской митрополии УПЦ МП в рубище, с покаянными воплями и с посыпанием головы пеплом…

Buy for 50 tokens
Там маленькие кажутся большими, Там толстенькие кажутся худыми, Там головы у всех, как у гигантов, А руки, как у лучших музыкантов. Там зеркала изогнуты, как блюдца, И все смеются, и все смеются, И все смеются. (с) В столиці пройшов щорічний фестиваль шизофренії та брехні. Понад 55 000 зомбаків…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.