bitvazaurozay

Category:

Насколько долгими должны быть службы?

К сожалению, утвердилось мнение, согласно которому благочестивым и правильным является как можно более точное исполнение Типикона и максимальное удлинение богослужения. Иногда даже уставных указаний для этого не хватает, в ход идут дополнительные молебны, присоединяемые к литургии, акафисты, вставляемые между частями всенощного бдения и т. п. Священниками часто используется выражение «служить по Типикону», как обозначение истинной праведности и «сокращать», как синоним нерадения и небрежности.


В то же время, очень многие священнослужители, ревнители Типикона, просто не представляют себе богослужение по Типикону во всех деталях. Мы давно не исполняем указаний Типикона о времени совершения богослужений, самовольно заменили «Непорочны» на пение Полиелея, отменили пение Песней священного писания, заменив их строчки между тропарями канона произвольно сочиняемыми неуставными припевами. Давно узаконено значительное сокращение Предначинательного псалма, кафизмы на Вечерне («Блажен муж»), Псалма 140, Полиелея и многих, многих других мест богослужения.


В XIX в. в Киево-Печерской Лавре был проведен эксперимент. Известный исследователь истории богослужения, М. Скабалланович, собрал энтузиастов — студентов семинарии, чтобы попробовать реставрировать богослужение по Типикону. Всенощное бдение продолжалось так долго, что заинтересованные в эксперименте студенты не выдерживали и уходили спать; один, по его воспоминаниям, сделал это несколько раз на протяжении службы [М. Скабалланович. Толковый типикон].


Необходимо осознать разницу между монашеским и мирским богослужением. Типикон с его долгими и многочисленными службами родился не в первохристианской, а в монашеской среде и совершенно неприменим в полном объеме в среде людей, имеющих разные послушания в миру, работу, семью, различные заботы о других, все, что ведет их к спасению иным, не монашеским путем. 

«Монаші богослуження, не прив’язані до якогось часу, були просто заохотою до монашої бесперервної молитви. Вони являли собою бесперервну послідовну псалмодію», - пишет Роберт Тафт в книге «Богослуження часослова на сході та заході». 

Разницу не только необходимо понять, но и руководствоваться этим пониманием в приходской практике.


Богослужение должно быть не длинным и точно соответствующим Типикону - это невозможно. Оно должно быть вовлекающим людей участвовать в нем и, через это, преображающим душу.

Buy for 50 tokens
Там маленькие кажутся большими, Там толстенькие кажутся худыми, Там головы у всех, как у гигантов, А руки, как у лучших музыкантов. Там зеркала изогнуты, как блюдца, И все смеются, и все смеются, И все смеются. (с) В столиці пройшов щорічний фестиваль шизофренії та брехні. Понад 55 000 зомбаків…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.