bitvazaurozay

Category:

Интересно, а что об этом думали сами свв. Кирилл и Мефодий?

На одном из сайтов УПЦ МП прочитал типичное высказывание: «Церковнославянский язык является священным (от греч. «иерос», то есть отделённым от обыкновенного) богослужебным языком потому, что создан был равноапостольными Кириллом и Мефодием для высшей цели – для церковного прославления Бога и общения с Ним, а также для переводов греческой церковной книжности, в частности, богослужебных книг. Святые братья Кирилл и Мефодий на основе южнославянского диалекта создали новый язык, который никогда не был разговорным и грамматика и лексика которого адекватно передавали значение и строй греческого языка. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что в Х веке церковнославянское богослужение было более понятным, чем сейчас» [http://petr-fevronia.zp.ua/.../195-tserkovnoslavyanskij...]. 

Интересно, а что об этом думали сами свв. Кирилл и Мефодий?

В подлинном тексте IX века, составленном учениками Кирилла с участием его брата Мефодия, «Житие и жизнь и подвиги иже во святых отца нашего Константина Философа, первого наставника и учителя славянского народа», читаем, что Св. Кирилл, до пострижения в монашество, известный, как Константин Философ, действительно имел дело с понятием священного языка богослужения. Об этом много сказано в его «Житии». Но, мнение о том, что богослужение должно вестись не на обычном, а на сакральном, отделенном языке, излагал не он а его опоненты. Сам Константин называл это мнение «триязычной ересью» и с помощью множества аргументов опровергал его. На самом деле, теория особенных, «священных» языков, сложилась на латинском Западе давно, начиная еще с VII в. под влиянием Исидора Севильского. Поэтому неудивительно, что миссионерские труды св. Кирилла и Мефодия столкнулись с многочисленными препятствиями.

Вот текст «Жития»: «Когда же стало распространяться учение Божие, изначальный злой завистник дьявол, не желая терпеть этого добра… начал многих воздвигать (против Константина), говоря им: «He прославляется Бог этим…  Но лишь три языка избрал он: еврейский, греческий и латинский, которыми подобает воздавать хвалу Богу». Говорили же так латинские и франкские архиереи, иереи и ученики. Схватившись с ними, как Давид с иноплеменниками, словами Писания (Константин) победил их, назвал их триязычниками… Когда он был в Венеции, собрались против него епископы, попы и черноризцы, как вороны на сокола, воздвигли триязычную ересь, говоря: «Человек, скажи нам, как ты создал славянам письмена и обучаешь их? … Мы же только три языка знаем, которыми подобает славить Бога: еврейский, греческий, латинский». Отвечал им Философ: «He идет ли дождь от Бога равно на всех, и солнце тоже не сияет ли всем (Ср. Мф. 5, 45), и не все ли мы одинаково дышим воздухом? Так как же вы не стыдитесь, полагая только три языка, a прочим всем народам и племенам велите быть слепыми и глухими… Если же не хотите этого понять, то по крайней мере из Писания узнайте … «Хвалите Господа все народы, прославляйте его все люди. Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 116, 1; 150, 6)… Матфей говорит: «… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я заповедал вам…» (Мф. 28, 18–20). A Марк еще говорит: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасется, a неверующий осудится…» (Мк. 16, 15–17). Скажем и это вам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство небесное человекам. Ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23, 13). И еще: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и хотящим войти воспрепятствовали» (Лк. 11, 52). И Павел говорит коринфянам: «…в церкви хочу пять слов сказать умом моим, чтобы иных научить, a не тьму словес на (чужом) языке» (1 Кор. 14, 3—33, 37) [Житие Константина Философа. В кн. Сказания о начале славянской письменности. М., «Наука», 1981г. с. 88].

В известной киевской летописи «Повесть временных лет» также есть упоминание об этом споре: «Некие же стали хулить славянские книги, говоря, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, согласно надписи Пилата, который на кресте Господнем написал (только на этих языках)» [http://modernlib.ru/.../letopis.../povest_vremennih_let/read].

Летопись приписывает Папе Римскому жесткие слова в адрес таких хулителей, то есть сторонников теории особенных, священных языков: «Если же кто бранит славянскую грамоту, да будет отлучен от церкви, пока не исправится; это волки, а не овцы, их следует узнавать по поступкам их и беречься их» [Повесть временных лет].

Уже умирая, св. Кирилл молится, чтобы дело его жизни не пропало: «Господи Боже мой,… истреби триязычную ересь и умножь церковь свою числом, объединив всех в единодушии.» [Житие Константина Философа].

Как видим, св. Кирилл и Мефодий видят в теории особенных, отделенных, «священных» языков, препятствие для распространения Слова Божия всем народам и богопротивную ересь.

Buy for 50 tokens
Там маленькие кажутся большими, Там толстенькие кажутся худыми, Там головы у всех, как у гигантов, А руки, как у лучших музыкантов. Там зеркала изогнуты, как блюдца, И все смеются, и все смеются, И все смеются. (с) В столиці пройшов щорічний фестиваль шизофренії та брехні. Понад 55 000 зомбаків…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.