bitvazaurozay

Categories:

Рембрандт ван Рейн. "Грехопадение". 1638. Офорт


Библейский сюжет, связанный с темой грехопадения привлекал многих художников. Адама и Еву часто изображали в момент до их изгнания из Рая, готовыми вот-вот совершить первородный грех, совершенно обнаженными и не осознающими своей наготы, поэтому невинными и прекрасными.

Изображение Адама и Евы у Рембрандта весьма необычно, их фигуры грубы и непривлекательны. Критик начала XVIII века Арнольд Хаубракен писал, что «не следует разглядывать столь неудачные творения Рембрандта, как гравированные им изображения Адама и Евы, а тем более подражать им». Жерсен, автор первого каталога гравюр Рембрандта считал, что этот офорт был очередным свидетельством того, что художник «не умел работать с обнаженной натурой».

Приземистая чувственная фигура Евы крепко и уверенно стоит на земле, поза Адама менее устойчива. Неловкое движение выявляет угловатые формы его тела. Левой рукой Адам пытается помешать Еве вкусить запретный плод, правой – предостерегающе указывает на небо. Но исход событий известен: напоминающий дракона, почему-то покрытый шерстью, змей нависает над фигурой женщины, первые люди не смогут устоять против соблазнительного предложения.С.Шама

«Рембрандт выбрал своего бородатого Адама и приземистую неуклюжую Еву из арсенала диких людей, одновременно отсылая ко временам до и после грехопадения: Адам и Ева на его офорте – это и обитатели Эдема, и еще только привыкающие к своему новому состоянию смертные, лишь постепенно обретающие чувство стыда. Разумеется, подобное столкновение разделенных во времени последовательных моментов сюжета было его любимым приемом, но в данном случае для усиления этого эффекта он использует саму технику офорта.

Рембрандт намеренно решается на парадокс: он показывает их тела со всеми постыдными деталями. Тень протянутой руки Адама падает на грудь Евы. Однако самое любопытное, что он покрыл всю нижнюю часть ее тела густыми перекрестными штрихами… Этот несовершенный покров, полная противоположность непрозрачного фигового листа, явно был выбран сознательно, а не вследствие ошибки гравера, не знающего, как выйти из неловкого положения. Заштрихованный живот и бедра, очевидно, задумывались по контрасту с ярко освещенными фрагментами композиции, в особенности с сиянием самого Эдемского сада, в котором утопает трубящий на заднем плане слон. Эта плотная штриховка заставляет нас увидеть в Адаме и Еве смертных, с одновременно детским и уже пробудившимся сознанием, не отдающих себе отчета в собственной наготе и вместе с тем остро ощущающих ее, и воспринимать их тела как вместилище блаженного неведения и как сосуды стыда, отягощенные неизбывной виной».

Видимо, для Рембрандта неприкрытая нагота была более действенным элементом сюжета, чем благопристойная обнаженность. Но история Адама и Евы для художника не только поучительна, но и очень человечна. До грехопадения люди были обнажены, но после него голы, а значит, они не только свершили грех и ощутили стыд, но и стали смертны, уязвимы, чувствительны и ранимы. Известный сюжет приобретает особую остроту, драматизм и человеческое измерение.

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.