bitvazaurozay

Category:

Фильм "Девчата" в тенях ГУЛАГа

Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост про советские фильмы пятидесятых годов, после которого вы посмотрите на эти ленты новыми глазами. Скажу сразу, если вы являетесь поклонником советского кино пятидесятых — то пост вам лучше не читать, так как после него вы уже не сможете воспринимать эти ленты так, как раньше. Если что — я предупреждал)

Чтобы понять, что именно произошло в советском кинематографе в пятидесятые годы — нужно обязательно изучить, что было раньше, а также сопоставить изменения в кино с теми политическими процессами, которые происходили в стране — ведь в СССР кино (как "важнейшее искусство" по заветам Ленина) строго соответствовало политика партии и правительства — никакого вольнодумства в полностью подконтрольном партии и правительству искусстве не было и быть не могло, пишет популярный белорусский блогер Максим Мирович в Facebook.

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о "добрых советских фильмах" пятидесятых-начала шестидесятых годов.

Что было в кино до эпохи пятидесятых годов?

Для начала давайте посмотрим, что именно в советском кинематографе снимали и показывали до эпохи кинематографа 1950-х. Вы легко можете это сделать самостоятельно — например, открыв в "Википедии" список советских фильмов по годам и быстро пробежавшись по эпохе кинематографа периода ну скажем 1930-1940 годов.

Какие фильмы снимали тогда? Снималось много фильмов о революции, Ленине и всякой там "борьбе трудящихся за свои права в странах Загнивающего Запада" — для этого последнего совки даже отыскивали и экранизировали всяких маргинальных левых писателишек из европейских стран. Часто снимались фильмы исторические мотивы в духе сталинского "величия" — были сняты псевдоисторические ленты "Александр Невский", "Иван Грозный", "Минин и Пожарский" и многие другие.

Популярным мотивом стал показ "весёлой жизни народа при новой власти" — появились такие фильмы, как например "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Цирк" и так далее. Снимаются фильмы также и про азиатские республики СССР — о борьбе трудового народа с жадными баями и биями и торжественный приход советской власти, после чего начинается тишь да гладь да божья Марксова благодать.

Очень важный момент — жизнь трудящихся в этих фильмах показывается как бы фоном, на котором разворачиваются достижения сталинских Пятилеток, внедряются новые способы и методы производства и так далее. Но в пятидесятые годы и сами темы фильмов, и само построение сюжетов стало меняться. Что же произошло?

Как ликвидировали ГУЛАГ и "Дальстрой".

А теперь давайте немного отвлечёмся от кино и посмотрим, что же происходило в СССР в первой половине пятидесятых — ведь как я уже сказал выше, советское кино было лишь тенью советской политики. В 1953 году умирает Сталин — после чего начинается постепенное расформирование и закрытие системы сталинских концлагерей ГУЛАГа. Этому способствуют как внешние, так и внутренние события — в 1953 году происходит восстание рабочих в Берлине и восстание узников НорильЛага — после чего даже совки понимают, что дальше так продолжаться не может — и ГУЛАГ стали постепенно ликвидировать.

В эти же годы ликвидируется и преступная организация "Дальстрой" — она занималась вербовкой на принудительные работы заключенных сталинских концлагерей, которые происходили в основном в далёких северных областях РСФСР. Преступная организация "Дальстрой" была ликвидирована после развенчания культа личности Сталина и полностью прекратила свою работу в 1957 году.

Кстати, подобные организации из нацистской Германии (которые занимались ровно тем же самым — организацией принудительных работ концлагерных заключенных) были осуждены на Нюрнбергском процессе, ну а про "Дальстрой" все забыли — словно его и не было никогда. В статье о "Дальстрое" на "Википедии" ведётся изощрённая война правок — в которой совки отстаивают сталинско-нацистские методы принудительного труда — но это уже как говорится совсем другая история.

Что нужно понять по итогу? К середине-концу пятидесятых годов у СССР больше не осталось бесплатных трудовых ресурсов для тяжкого труда на севере — ГУЛАГ был ликвидирован, и сажать людей за неосторожно обронённое слово стали значительно меньше. Проще говоря — у совка стало намного меньше бесплатных рабов, и вот тут понадобились рекрутирующие и мотивирующие фильмы.

"Трудовые" фильмы пятидесятых.

Ну а теперь давайте посмотрим, что стали массово снимать в пятидесятые годы — после 1956 года, в котором был развенчал культ Сталина, был запущен процесс ликвидации ГУЛАГа и началась ликвидация "Дальстроя" — такие фильмы посыпались как из рога изобилия. Глядя на эти фильмы — отчётливо видно, в каких областях совковой экономики начались проблемы — там, откуда убрали концлагерных рабов.

Самый популярный мотив совковых фильмов второй половины пятидесятых/начала шестидесятых годов — некий молодой человек, который либо только начинает свою трудовую жизнь, либо уже попробовал себя в других сферах (но не преуспел) — вдруг уезжает работать на север, где обязательно находит своё счастье. Вся трудовая жизнь показывается и смакуется очень подробно — рабочие поют, танцуют, живут весёлым коллективом полным дружбы и любви, совершают трудовые подвиги. "Вот как надо жить, вот к чему надо стремиться" — должен был подумать среднестатистический советский молодой человек, посмотрев такой фильм.

Давайте пробежимся по некоторым лентам из этого цикла.

"В добрый час" — одна из первых ласточек "трудовой эпопеи", снятая в 1956 году. Не найдя своего счастья в Москве, два молодых брата уезжают в Сибирь, где находят своё трудовое призвание.

"Весна на заречной улице" — в типичный сталинский моногород с металлургическим комбинатом приезжает молодая учительница, где завязывает отношения с молодым сталеваром и ударником труда.

"Есть такой парень" — про милые отношения молодых людей, работающих на металлургическом заводе. Главная мысль ленты — на заводе очень хорошо, идите туда работать, бесплатных рабочих рук у нас не осталось.

"Иван бровкин на целине" — молодой солдат, только что демобилизовавшихся из советской армии, выпорхнув так сказать из заботливых рук отцов-командиров — тут же моментально в составе интернационального отряда уезжает покорять Целину. Встречают там Ивана просторные и красивые дома, улыбчивые люди и трактористы в накрахмаленных белоснежных рубашках, говорящие поставленными голосами московских дикторов. Руководят всем строгие, но заботливые начальники с усами как у Тараса Шевченко. Бывшие солдаты — на Целине хорошо!

"Девчата" — юная выпускница кулинарного училища приезжает на лесоповал на Урале, где в деревянных бараках живут добрые и улыбчивые люди и происходит много интересного — женские интриги, ощущение вечной постройки будущего, танцы под патефон. Есть даже доска почёта для лучших работников! Девушки, на лесоповале хорошо, там вас ждут женихи!

"Карьера Димы Горина" — менее известный, но очень примечательный для нашего исследования фильм, который является по сути "мужским вариантом" "Девчат". Молодого московского человека ожидает должность заведующего сберкассы, но волею случая он оказывается в районе тяжёлых северных работ, где ему предоставляется возможность проявить себя, совершить трудовые подвиги и найти женщину. Парни, на севере хорошо, там вас ждут подвиги и женщины!

Послесловие.

Таких фильмов было снято великое множество — при желании вы и сами легко отыщете ещё с десяток подобных лент. В них всех светит один мотив — ребята, мы распустили ГУЛАГ, у нас не стало рабов — пожалуйста, едьте на север и работайте там вольнонаёмными рабочими, там хорошо, но сейчас там работать некому. Просто подумайте об этом в следующий раз, когда в очередной раз будете смотреть за приключениями Тоси Кислицыной и Ильи Ковригина....

А в комментариях напишите, что вы обо всём этом думаете, интересно.

Ну и обязательно поделитесь этим постом в своих соцсетях.

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.