bitvazaurozay

Categories:

Эдуард Деба-Понсан — Утро у ворот Лувра


Эдуард Деба-Понсан — Утро у ворот Лувра / Un matin devant la porte du Louvre. 1880. Холст, масло. 320 x 396 см. Музей Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция).

На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.

Варфоломеевская ночь стала одним из самых кровавых пятен на страницах французской истории, когда с 23 на 24 августа 1572 года католики перебили верхушку протестантского дворянства, а обезумевшая чернь устроила массовую резню в Париже, а потом и по всей Франции.

Религиозные войны на почве острого конфликта между католиками и протестантами, которых на французских землях называли гугенотами, то и дело сотрясали французское государство в XVI веке.

Несмотря на гонения, многие протестанты цеплялись за надежду, что церковь может быть очищена от скандальных и греховных практик и будет восстановлено единство.

Но эта надежда окончательно умерла 24 августа 1572 года. Бесконечные интриги и махинации Екатерины Медичи спровоцировали событие, ставшее одной из самых мрачных страниц французской истории.

По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около 2000 человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч гугенотов. Не щадили никого, убивали всех подряд: младенцев, стариков, женщин, раздевая трупы, вспарывая им животы и выбрасывая останки в реку.

По приказу королевы ворота Парижа были закрыты, дабы не дать протестантам возможность бежать. Дома знатных гугенотов пометили красными крестами, выписав их обитателям смертные приговоры. Для внешнего отличия католики наносили на головные уборы и одежду белые кресты.

Сигнал к резне пробил набат церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа в 3:00. Его подхватили колокола всех церквей столицы.

В хаосе убивали и католиков, войдя в раж или сводя личные счёты с надоевшими соседями, кредиторами, а иногда и с женами. Помимо протестантов в эту ночь погибло много зажиточных жителей Парижа, которых ограбили и убили более бедные соседи. Город и все улицы Парижа были завалены телами погибших.

Ни одно событие так не укрепило великую пропасть между католиками и протестантами, как эта резня. После этой ночи Екатерину Медичи возненавидела вся Франция.

Инцидент носит ещё одно название — «Парижская кровавая свадьба», поскольку предпосылкой трагедии стала свадьба между Маргаритой Валуа и Генрихом Наваррским, на которую в Париж съехались множество знатных вельмож из числа гугенотов — вся их правящая элита и простые кальвинисты.

Большая их часть разместилась в центре города, где жили только католики. Роскошный вид протестантской знати вызывал неприязнь у большинства парижан, которые едва сводили концы с концами из-за непомерных налогов и высоких цен на продукты и вещи первой необходимости. Ещё большую неприязнь у горожан вызвала богатая свадьба аристократов, и обстановка в городе постепенно накалялась.

Спусковым крючком к расправе послужило заранее спланированное политическое убийство одного из лидеров гугенотов адмирала Колиньи — в самый канун полуночи 24 августа разъярённая толпа ворвалась к нему в дом и растерзала — именно так и началась Варфоломеевская ночь.

Женившийся на дочери Екатерины Медичи гугенот Генрих Наваррский в эту ночь выжил буквально чудом (за него заступилась теща). Пока его людей резали по всему Парижу, он под страхом смерти принял католичество, от которого позже (но не навсегда) отрекся.

Оставшиеся в живых после резни гугеноты будут лишены избирательных прав, обнищают или будут сосланы в качестве рабов на галеры, их браки будут аннулированы. Большинство из тех, кто остался в живых, рассеялись по Европе, а многие направились в Новый Свет. Часть гугенотов через Голландию перебралась в Капскую колонию (Южная Африка), где они положили начало местному виноделию.

Франция потеряла 200 000 своих трудолюбивых граждан, чьи таланты и умения оказались великим благом для всех, кто их принимал. Куда бы не бежали гугеноты, везде они были приняты радушно и способствовали в значительной мере поднятию торговли и промышленности.

Сегодня свободы вероисповедания и богослужения кажутся столь естественными, однако мировая история и текущие события говорят нам, что это воистину бесценный дар. В наши дни трудно себе представить, как люди, исповедующие веру Христа, могли задумать и осуществить столь чудовищное преступление.

Эдуард Деба-Понсан (фр. Édouard Debat-Ponsan; родился в Тулузе 25 апреля 1847 — умер в Париже 29 января 1913) — французский художник. Ученик Кабанеля. Получил известность благодаря своим портретам представителей высших сословий и политиков Парижа, картинам на тему древней истории и сценам из крестьянской жизни. Республиканец, ветеран войны 1870 года, Деба-Понсан участвовал в кампании за восстановление доброго имени капитана Дрейфуса, выставив на Салоне 1898 года картину «Истина, выходящая из колодца, своего рода живописный манифест, который он предложил Эмилю Золя для продажи по подписке.


Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.